Еще один шаг вперед: как экзоскелет помогает ребятам с ДЦП двигать науку
Проект реабилитации, в котором участвуют подопечные Центра «Ангелы Кубани», неслучайно называется «Испытатели».
Потому что мы – пилоты
Роботизированные комплексы помогают молодым людям с ограниченными возможностями здоровья осваивать навыки ходьбы. Восстановительная программа на уникальном российском оборудовании проводится в Краснодарском некоммерческом центре для ребят с детским церебральным параличом «Ангелы Кубани».
Много лет опытные реабилитологи и педагоги занимаются здесь восстановлением физической активности детей и подростков с этим тяжелейшим заболеванием.
– Все началось с того, что семьи, где растут дети с ДЦП, начали кооперироваться, чтобы вместе организовывать приезд в город медиков и других специалистов, которые могли как-то помочь детям. Позже мы решили, что разумнее организовать один общий центр. Так появились «Ангелы Кубани», – рассказала руководитель организации Людмила Надержинская.
Здесь стараются внедрять лучшие методики, сотрудничают с ведущими научными центрами страны: Тульским институтом клинической реабилитологии, Центром травматологии и ортопедии им. Г. Илизарова и другими.
В Центре есть уникальное оборудование, например, лечебный костюм Адели. Он был сделан на основе «Пингвина», предназначенного для защиты космонавтов от неблагоприятного воздействия невесомости.
Но настоящий прорыв в науке, передовая инновация, которая сейчас буквально ставит детей с ДЦП на ноги, – это экзоскелет, сконструированный российскими специалистами.
– Мой отец, Анатолий Рябко, был знаменитым фотожурналистом и летчиком-испытателем, единственным в мире летающим военкором. Он знал все об авиации. Рассказывал и о применении специальных костюмов для восстановления летчиков после полетов в космос. Поэтому экзоскелеты не были для меня чем-то необычным, – поделилась Людмила Надержинская. – Папа мечтал, чтобы его внуки стали пилотами. Его мечта в какой-то мере осуществилась. Мой сын Дима, его внук, страдающий крайней степенью ДЦП, при которой человек самостоятельно не может делать ничего: ни держать ложку, ни написать свое имя, ни тем более ходить, – проводит апробацию на себе всего нового оборудования нашего Центра, является первооткрывателем, испытателем всех наших пилотных проектов, «пилотом» экзоскелета. Это важная и ответственная миссия. Проект с экзоскелетом мы так и назвали – «Испытатели».
Шаги к успеху
Экзоскелет помогает детям освоить навыки правильной ходьбы. Оборудование не дает пациенту упасть, поддерживает спину, правильно располагает его ступни и выполняет шаги за него.
– Особое внимание в нашем Центре мы уделяем подросткам. Дело в том, что в регионе есть всего один реабилитационный центр для ребят с ДЦП – бывший санаторий «Солнышко», но лечат там пациентов до 18 лет. Но ведь и после этого возраста многим ннеобходима реабилитация: занятия с логопедами, дефектологами, массаж, лечебная физкультура и многое другое. Именно для таких мальчиков и девочек мы внедряем восстановительную программу с экзоскелетом, – рассказала Людмила Надержинская.
В первой программе реабилитации занимались 20 человек: лечение ДЦП требует пристального внимания, комплексного подхода, поэтому решили сделать ставку не на количество, а на качество.
Так, прогресс 22-летнего Димы Надержинского благодаря операциям, лечебной физкультуре, массажу, реабилитации на экзоскелете, а также другим многочисленным упорным занятиям очевиден. Парень стал лучше говорить, социализировался, он учится держать равновесие, обрел уверенность при ходьбе, может сделать несколько десятков шагов, держась за руки взрослого, учится хватательным движениям руками. Это очень серьезные достижения. Ведущий нейроортопед России Дмитрий Попков, который оперировал Диму, ставит теперь в медицинском заключении не 5-ю степень ДЦП, которая у него была от рождения, а 3–4-ю степень.
– Людмила Надержинская и ее сын Дима – настоящие первопроходцы и борцы с таким трудно излечимым заболеванием, как ДЦП, – говорит куратор проекта, председатель комиссии по доступной и комфортной среде Совета при губернаторе Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека Павел Снаксарев. – Все инновации они испытывали на себе, а затем передавали опыт другим. Три года у Людмилы ушло только на переговоры с разработчиками экзороботов – резидентами «Сколково». Мало кто тогда верил в успех. Когда же они с Димой и другими подопечными Центра наконец-то стали осваивать тренировки на первом экзоскелете, Людмила постоянно вела наблюдение – что действует хорошо, а что в аппарате можно было бы улучшить, исправить. Давала обратную связь его разработчикам, которые, в свою очередь, вносили необходимые коррективы, улучшали будущие экзороботы. Благодаря проделанной работе теперь в индивидуальную программу реабилитации инвалида включают в том числе и экзоскелеты, хотя еще 10 лет назад этого никто не мог бы представить даже в самой смелой фантазии.
В прошлом году благодаря губернаторскому гранту для ребят было приобретено новое оборудование – второй экзоскелет, беговая дорожка, «умные костыли». Это позволяет юным испытателям тренировать движения при ходьбе в экзоскелете, а затем отрабатывать их на дорожке в своем темпе. Чтобы продолжить экзореабилитацию, на первом этапе Диме пришлось прооперировать обе ноги, а для второго этапа – обе руки. Только недавно ему сняли гипс, и теперь парень учится новым для себя хватательным движениям. И первое, что он сделал, – обнял маму.
Экзореабилитация – процесс очень сложный, но эффективный. Дети, которые обречены всю жизнь лежать на кушетке или максимум сидеть в инвалидной коляске, теперь могут ходить по улице. Важно и умственное развитие, образование, поэтому для Димы и других подопечных Центра было приобретено компьютерное оборудование, которым можно управлять при помощи глаз. Благодаря этому дети с тяжелой формой болезни смогли окончить школу. Этот опыт окрыляет их, не дает сдаться, заставляет двигаться к новым достижениям.
Важная миссия
«Звездный отряд» пилотов экзоскелета пополнили Даниил Швыргун, Маша Таран, Лиза Булавинова, Коля Трунов, Володя Павленко и другие.
Все ребята – настоящие борцы, многие стараются сами передвигаться.
Так, например, Маша Таран. Она интенсивно занималась с новым тренажером, за несколько месяцев темп ее ходьбы увеличился, она смогла самостоятельно, держась за стенку, передвигаться по школе.
Лиза Булавинова также мечтает научиться ходить без посторонней помощи. Она хорошо учится, занимается творчеством – сочиняет рассказы, мечтает стать медиком.
Прогресс Коли Трунова отметил врач, который давно наблюдает подопечных Центра «Ангелы Кубани». Хирург Дмитрий Попков собирался оперировать мальчику бедро, но после трех курсов занятий в экзоскелете и лечебной гимнастики необходимость в этой сложной операции отпала.
В этом году парень сдал ЕГЭ, собирается поступать в вуз. Походка его значительно улучшилась, сейчас он работает над скоростью и объемом ходьбы. В планах – улучшить еще и работу левой руки.
Колоссальный рывок сделал и Володя Павленко. Его ноги не работали, ходить он не мог, однако после операции и последующей экзореабилитации он начал самостоятельно передвигаться, может спускаться по лестнице, используя трости.
– Наши «пилоты», будучи гражданскими инвалидами, дают перспективу и надежду ребятам, которые участвуют сегодня в спецоперации. Если бойцы получат какие-либо травмы, они смогут быстро восстановиться либо скомпенсировать функции организма при помощи экзоробота. Ведь сейчас экзоскелет стал использоваться в реабилитации людей, вернувшихся со СВО. Мы очень горды, что наши юные «пилоты», дети с ДЦП, внесли свой весомый вклад в эту разработку, в развитие таких важных технологий, как экзореабилитация. За ними будущее, – сказала Людмила Надержинская.