Как построить карьеру молодому ученому и не упустить шанс заработать на реализацию своего проекта – спросите у научного волонтера
Интервью с автором научно-просветительского проекта «Наука – это сложно?», победителем Всероссийского инженерного конкурса в номинации «Химическая технология» – Екатериной Вычегжаниной.
Выпускница 4 курса кафедры технологии нефти и газа КубГТУ Екатерина Вычегжанина разработала технологию по обезвреживанию нефтесодержащих отходов. Этой весной проект девушки занял 1 место на Всероссийском инженерном конкурсе (ВИК) в номинации «Химическая технология». Из 7000 научных разработок проект краснодарской студентки стал одним из лучших из представленных на масштабном конкурсе.
О Екатерине Вычегжаниной и ее технологии мы уже писали. Ее фундаментальное исследование в области нефти и газа было высоко оценено членами комиссии XIX Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия». Тогда, еще в декабре прошлого года, в нашем материале о проекте девушки мы предположили, что постоянные читатели «Наука – и точка» о Екатерине услышат еще не раз. И не соврали. Прошло всего полгода и в жизни девушки произошло много значимых событий – участие в ВИК, защита исследовательской работы в стенах Института биоорганической химии РАН и старт научно-волонтерского проекта «Наука – это сложно?».
«Вы не знали? Мы расскажем!»
Предлагаем окунуться в мир автора технологии по обезвреживанию нефтесодержащих отходов.
— Екатерина, мы с вами уже знакомы, знаем о вашей фундаментальной разработке, но о проекте «Наука – это сложно?» – совсем немного, кроме того, что он связан с введением школьников и студентов в научную жизнь. Расскажите, пожалуйста, о нем подробнее, идее его создания.
— Идея родилась после участия в конкурсе «Моя страна – моя Россия», путешествия по регионам и знакомства с педагогами и учителями, которые в свободное от работы время занимаются научным волонтерством. Объясню. Научный волонтер – человек, помогающий юношам и девушкам узнавать о существующих для них возможностях в мире науки, а также о различных тематических лекциях и семинарах, затрагивающих разные научные направления, всевозможных грантовых конкурсах, на которых можно представлять свои проекты – как реализованные, так и только-только зарождающиеся. Когда я вернулась в город с победой, проректор по научной деятельности КубГТУ предложил мне развивать Студенческое научное общество, я с радостью согласилась. На одной из встреч со школьниками, которые ежегодно появляются в стенах университета, чтобы оказаться в роли студентов, я выступила как председатель, рассказав о поддержке научной деятельности в виде существования грантовых конкурсов. Оказалось, что большинство ребят попросту не знают о самых популярных из них, не знают, как прийти в науку, с чего начать свою научную деятельность. После этой встречи я поняла, что в нашем регионе тоже необходимо некое координирующее сообщество, которое позволило бы юношам и девушкам узнавать о существующих для них возможностях.
— Сколько на данный момент человек в команде и что может дать школьникам и студентам младших курсов проект?
— На данный момент в проекте нас всего двое – я и студентка факультета психологии и управления КубГУ Дарья Грицкевич, навыки и опыт которой помогают при работе с детьми, взаимодействии и общении с ними. «Наука – это сложно?» сейчас находится на начальном этапе – у нас есть блог, в котором мы делимся с ребятами информацией о предстоящих мероприятиях, лекциях на совершенно разные темы, которые проводятся как онлайн, так и офлайн. Какой-то определенной специфики у нас нет – мы понимаем, что наука очень обширна, поэтому стараемся давать ребятам максимум информации – в блоге можно увидеть ссылки на бесплатные лекции об ИИ, истории, нефти, химии и т.д.
— Не менее важно и то, что в вашем блоге ребята могут узнать о малоизвестных научных конкурсах.
— Конечно, информации о конкурсах, научных мероприятиях достаточно много в силу большого количества существующих возможностей, и к сожалению, не вся информация доходит до увлеченных наукой детей и их родителей. Наш же проект помогает школьникам и студентам не упустить эту возможность стать участником интересного проекта, получить финансовую поддержку в развитии исследования или научной инновационной разработки.
«Научный навигатор»
— Екатерина, ваш блог можно назваться «навигатором» для юных ученых. А был ли в вашей жизни такой «навигатор», благодаря которому вы приняли решение связать свою жизнь с наукой? Думаю, нашим читателям было бы интересно узнать, как вы начали заниматься научной деятельностью.
— Свою научную деятельность я начала с 1 курса со знакомства с доцентом кафедры технологии нефти и газа и кандидатом технических наук КубГТУ Татьяной Андреевной Литвиновой. Начали с реферата на тему «Применение физических воздействий для интенсификации процесса компаундирования нефти» и дальше продолжили вместе научный путь. Уже на 2 курсе я начала более углубленно изучать разработки преподавателей кафедры нефти, газа и энергетики – ими были представлены различные технологии и методы утилизации отходов нефти. Тогда же пришла идея создать комплексный подход по утилизации нефтесодержащих отходов, этот проект мы и начали развивать с моим научным руководителем, параллельно изучая составы новых видов нефтешламов, предоставленных различными компаниями. Со временем мы начали говорить о нашей разработке, представлять ее на различных конкурсах – «ИННОТЕХ», «УМНИК», «Моя страна – моя Россия» и, наконец, «ВИК».
«О дивный научный мир»
— Вы стали победительницей «Моя страна – моя Россия» и буквально недавно вам стало известно, что проект вновь занял место победителя во Всероссийском инженерном конкурсе. Приносим поздравления! Расскажите, пожалуйста, о своем опыте участия в ВИК.
— На ВИК представляли свои разработки бакалавры, магистры, аспиранты, некоторые из которых уже давно в науке, а некоторые только-только открыли для себя этот мир – проектов и патентов. Из опыта участия во Всероссийском инженерном конкурсе я вынесла очень многое: практические знания, связанные с защитой исследования, навыки оратора. Участие в научных мероприятиях позволяет ощутить весь спектр эмоций – счастье, волнение, энтузиазм – а еще найти замечательных людей, открытых к получению нового опыта, дружбе, неподдельной и искренней. Мне повезло познакомиться с удивительными ребятами, которые, без лукавства, радовались моей победе, поддерживали меня во время защиты.
— А что еще может дать молодым людям участие в научных конкурсах?
— На самом деле достаточно много всего. Не стоит забывать, что в финале присутствуют, в том числе, бизнес-эксперты, готовые помочь ребятам с интересными разработками в развитии проектов. Кроме финансовой помощи, молодым людям могут предложить бюджетные места в ведущих научных вузах, в которых при поступлении они могут продолжить работу над своим исследованием.
— Мы знаем, что ваш проект занял место победителя, но как прошла для вас защита – испытывали ли вы волнение?
— Да, мое исследование, действительно, заняло 1 место в номинации «Химическая технология». Для меня это не было неожиданностью, ведь это далеко не первый мой опыт участия и победы в подобных конкурсах. Что касается защиты – волнения я не испытывала, наверное, тоже в силу опыта: 3,5 года исследовательской работы, реализация грантовой поддержки, большое количество выступлений на конкурсах различного уровня. В комиссии были специалисты в области физической и органической химии. Это ведь, наоборот, здорово, когда работу оценивают настоящие профессионалы, понимающие суть проекта, из опыта работы у членов комиссии возникали нестандартные вопросы. Например, у меня спросили: «Если бы моя технология обладала ИИ, как бы этот ИИ обучался?». Казалось бы, где нефтесодержащие отходы, а где ИИ? Но в силу обстоятельств и времени, в котором мы сейчас живем, этот вопрос, наоборот, приобретает большую актуальность. Так как мне самой интересна эта тема, я ответила на вопрос, на мой взгляд, достаточно хорошо, и сама защита прошла для меня и многих ребят легко и с научным интересом.
Еще больше новостей из мира науки в нашем телеграм-канале "Наука и точка".