Общество

Очередной сухогруз на побережье Краснодарского края может стать новой достопримечательностью

Сухогруз Blue Shark («Голубая акула»). Фото: t.me/MoreOz

«Кубанские новости» вспоминают самые громкие кораблекрушения на Кубани.

Акул бояться – в Анапу не ходить

Минувшие выходные стали настоящим испытанием для юга России. Активный южный циклон принес с собой ураганный ветер. Так, на западном побережье Крымского полуострова скорость ветра достигла 40 метров в секунду. Досталось и Кубани, где с домов сорвало крыши, а целые поселки остались без света. Огромные волны стали причиной не только подтоплений, но и появления нового «гостя» в районе анапского поселка Витязево.

Сухогруз Blue Shark («Голубая акула». – Прим. ред.) под флагом Белиза находился в морском порту Тамани на погрузке ячменя для отправки в Египет. По данным Росморречфлота, примерно в 23.00 в воскресенье шторм сорвал судно с якорной стоянки, после чего оно продрейфовало в сторону берега и в час ночи село на мель в паре сотен метров от берега.

К счастью, члены экипажа – 21 гражданин Сирии, Индии и Египта – не пострадали. Нет и разлива нефтепродуктов. Однако у сухогруза выявили проблемы с двигателем. Аварийно-спасательная операция покажет, удастся ли спасти корабль или на какое-то время он станет новой точкой притяжения туристов.

Последний шанс увидеть «левиафана»

Говоря о Blue Shark, невозможно не вспомнить об африканском сухогрузе Rio, который стал «частичкой» Кубани пять лет назад – 12 декабря будет годовщина. Именно тогда грузовое судно по пути в ближайший терминал Новороссийского порта попало в сильный шторм. Капитан подал сигнал о помощи, но из-за непогоды береговые службы были не в силах помочь. В итоге корабль весом 16 тыс. тонн с оторвавшимся якорем и пустыми трюмами выбросило на берег в районе мыса Дооб под Геленджиком. В команде также был 21 человек (граждане Румынии и Сирии).

Спустя время экипаж эвакуировали, а вот вопрос с сухогрузом долго оставался без ответа. Сообщалось, что компания, которой он принадлежал, получила страховку и отказалась от демонтажа. Логично было предположить, что транспортировка и демонтаж сильно бы облегчили кошелек владельцев. Но даже в таком виде Rio оказался прибыльным. Уже через год «пришельца» продали местным бизнесменам, которые разработали экскурсионный маршрут с посещением судна.

Фото: Юрий Ходзицкий

Конечно, законность таких мероприятий тоже вызывала подозрения. Да и сами туристы быстро начали загрязнять территорию, за чистоту которой никто не отвечал. Сейчас балкер высотой с пятиэтажный дом упирается передней частью в каменистый берег, а кормой уходит на несколько метров в море. Его борта расписаны граффити.

Только в конце прошлого лета Министерство транспорта включило судно в список объектов, которые должны быть убраны с берега до 2025 года. Демонтажные работы в разгаре, поэтому туристы пользуются последним шансом увидеть вживую металлического «левиафана».

Тринадцать лет на мели

Все кораблекрушения приводят к Анапе. Так можно переиначить знаменитую поговорку, вспомнив судьбу еще одного сухогруза. Турецкий корабль Ziya Koc выбросило на мель во время шторма зимой 2007 года в Цемесской бухте в районе Кабардинки. Построенный в 1987 году, 60-метровый гигант был приписан к Стамбулу.

Несмотря на неприятность, какое-то время владелец судна даже планировал снять его с камней, и здесь дежурила команда. Даже спустя несколько лет Ziya Koc еще представлял собой полноценный корабль, и со стороны можно было подумать, что он просто близко подошел к берегу. Но уже к 2018 году судно уже выглядело как обломки старого корабля.

К тому времени здесь осталось меньше половины судна, которое понемногу распиливали на металлолом и вывозили. А в 2020 году сухогруз исчез и с Google-карт.

В хозяйстве все пригодится

2018 год не закончился на Rio. Всего спустя пару недель Краснодарский край принял еще одну жертву шторма – на этот раз в Темрюкском районе.

В ночь на 25 декабря дежурный Новороссийского морпорта получил сообщение о том, что сухогруз Surov под флагом Монголии сел на мель около мыса Железный Рог на южном берегу Таманского полуострова. Корабль следовал в порт Кавказ из турецкого порта Искендерун. На борту находились 11 членов экипажа: девять россиян и два гражданина Азербайджана.

Однако успешно «припарковаться» не вышло. Быстро стало ясно, что на борт начала поступать вода, в связи с чем капитан запросил эвакуацию. Прошло некоторое время, и, пока все ответственные службы размышляли, что делать с новоприбывшим судном, выяснилось, что местные уже обо всем «побеспокоились».

В какой-то момент инспекторы Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора обнаружили, что Surov распилили неизвестные. От корабля остался лишь остов – кто-то спилил верхнюю носовую часть, а на берегу оставил куски срезанного металла и кислородные баллоны. Началась проверка, которая, впрочем, так ни к чему и не привела.