Видеть солнце и слышать эхо
Евгений Князев, обездвиженный из-за травмы, начал жить с чистого листа. Он создал центр «Доступный Сочи» и развивает туризм для людей с особенностями здоровья.
Роковой день
В день своего 20-летия Евгений перестал дышать. Вместе с друзьями он поехал в Горячий Ключ, на базу отдыха, отметить день рождения. Август, жара… Пока собирали угощения на стол, ребята решили искупаться. Именинник нырнул первым и… головой в песок. Сломал шею, остановилось дыхание. Операция, полная парализация рук и ног… Врачи говорили, что даже дышать сам уже не сможет. Ровно год жизнь Евгению спасал аппарат ИВЛ. Ровно год родные ждали улучшений. Но лучше не становилось.
– Я не мог говорить, ничего не мог, – вспоминает Евгений. – С краевой больницы перевели в городскую. Никаких положительных прогнозов краснодарские врачи не давали. Тогда собрали деньги и полетели с мамой в Германию, надеялись на новую операцию. В самолете отключился аппарат для дыхания. Просто жуть. Кое-как долетели. Ехали до больницы еще 500 километров. А там развели руками: «Зачем вы приехали?» Сказали, что состояние мое не позволяет делать операцию. Раны, больничная инфекция. Через две недели пришлось вернуться домой. Единственное, чем нам помогли за 50 тысяч потраченных евро, это советом. Рекомендовали ехать прямо домой и больше не ложиться в больницу.
Полгода Евгений лежал дома, в специальной кровати, на арендованном в КубГУ аппарате ИВЛ. Родные, мама Марина Юрьевна сами, без врачей, по наитию помогали ему разрабатывать легкие. И у них получилось! Ровно через полгода, 4 августа, в свой день рождения, Женя начал не только самостоятельно дышать, но и говорить. Он вновь стал чувствовать запахи, вкусы. «Привет!» – сказал он друзьям, которые пришли его поздравить. Это была большая победа.
А еще через полтора месяца Евгений начал реабилитацию в Крымском Саки, в санатории имени Бурденко.
Начал жить с нуля
Здесь он нашел свое место силы. Здесь нашел поддержку и выход из тупика, в котором, как казалось, застрял надолго.
– Сразу после травмы люди не признают ситуацию, отрицают происходящее, – говорит Евгений. – Тяжело. У нас нет реабилитации. В первую очередь психологической. Что делать, лежать? Врачи так и говорят: «Вам надо лежать!» И куда этот путь? А здесь, в Крыму, я поверил в себя и начал новую жизнь. Я смог принять себя таким, какой я есть. У меня появилось огромное количество друзей со всей России. Начал жить практически с нуля, как заново родился. Спасибо моим родным, которые помогли в этом! Для них это была невероятная нагрузка. Сколько сил душевных и физических, сколько средств понадобилось, чтобы я мог сидеть в коляске сам, заново учиться организовывать свой быт! Одних пластырей и мазей для лечения пролежней было куплено на полмиллиона рублей! Пять лет я залечивал раны. Вы не представляете, как дорого стоит реабилитация. А я до 2015-го каждый год ездил в санаторий Бурденко и военный санаторий им. Пирогова. Проводил там от месяца до года. Но иначе бы не восстановился.
Евгений рассказал о моменте, который изменил его жизнь. Через полтора года после травмы он попал на дискотеку в санатории Бурденко. Ребята танцевали на колясках, парами, вставали на задние колеса. Многие бросали костыли и приплясывали.
– Когда я это увидел, меня замкнуло, что-то переключилось, – вспоминает Евгений. – Я понял, что происходит, принял свое положение. Собрал все силы и начал работать. Реабилитация долгая, непростая. В санатории для этого есть все необходимое – профессионалы, массажи, ванны, грязи… И я чувствовал огромную поддержку и работников санатория, и моих родных. Уже через 45 дней моего первого приезда сюда отправил маму домой. Да, без сиделки никак. И все же с чужой помощью, но начал пробовать жить сам. Да, руки и ноги парализованы, но ведь голова-то работает!
Евгения перестали называть «зеленым овощем» и стали звать в шутку «Голова Олегович».
Плел косички, торговал квасом…
До травмы Евгений учился в Краснодарском филиале Российской академии правосудия, а летом работал спасателем на пляже в Сочи. Летом катался на серфе, зимой – на сноуборде. Скорость, драйв, эмоции, учеба, работа, казалось бы, теперь уже в прошлом. Но нет! Евгений принял решение: «Смогу и буду работать, зарабатывать и обеспечивать себя сам».
Начал читать книги, перелистывая карандашом с прикрепленным к нему ластиком, осваивать компьютер.
– Придумал гаджет, – рассказывает Евгений, – чтобы управлять графическим планшетом. Получается!. Столик съемный прикрутил к коляске. Узнал, что в Европе есть электроколяски, которые управляются без рук и ног, с помощью джойстика, подбородком. Я жил тогда в Краснодаре, в общежитии. Пригласил специалистов из МСЭ, чтобы они мне прописали электроколяску и государство мне выдало это средство реабилитации. На что они сказали: «Зачем это вам?!» Да я просто хочу жить как все! Выходить в магазин, на прогулки.
И он добился своего. Друзья, близкие помогли. Всем миром собрали больше 20 тысяч евро на полноприводный «внедорожник», который въедет на любую гору. Пока собирали деньги, приобрел бэушное инвалидное кресло с управлением подбородком, настроил электронику и стал учиться самостоятельно передвигаться.
В это время Евгений уже развивал свой маленький бизнес. Летом торговал квасом, попкорном, рыбой, лимонадом, делал гипоаллергенными красками временные татуировки детям, даже косички плел. Брал в аренду точки, нанимал продавцов. В общем, все, что мог. Зарабатывал на реабилитацию. А это 100 тысяч на месяц. Разве хватит мизерной пенсии по инвалидности?!
Переехав в Имеретинку к родителям и попав на «Формулу-1» в Олимпийском парке, вдохновился идеей. Придумал новый проект, социальный. Перед Олимпиадой в Сочи было многое сделано для передвижения инвалидов. И он решил помогать другим людям с особенностями здоровья путешествовать по Сочи – ездить на Красную Поляну, в Абхазию, на соревнования, фестивали, концерты.
«Умный дом» и доступный Сочи
Купил сначала старый микроавтобус, установил подъемник, а недавно взял кредит в банке на три года и приобрел подержанный «мерседес» – один из самых безопасных в России для перевозки людей с инвалидностью. Два года мониторил на «Авито», выбирал. Прибыль небольшая, пока больше расходов. Приглашает экскурсовода, водителя, встречает особенных туристов на вокзале, организует маршруты. К каждому туристу подходит индивидуально.
– Моя задача – провести людей так, чтобы они не сталкивались с недоступными для них маршрутами, – говорит Евгений. – Мне важно знать, с какими проблемами здоровья приезжают туристы, какая им нужна помощь.
Проект начал работать. Люди с особенностями здоровья едут на побережье со всей России. Им хочется путешествовать несмотря и вопреки. И Евгений им в этом здорово помогает. Маршруты уже проверенные. Окрестности Сочи знает вдоль и поперек.
Да, для него это огромная работа, и прежде всего над собой. Разве у него ничего не болит? Еще как болит. Даже когда стригут ногти на пальцах, признается, что невероятно больно. Проблемы с терморегуляцией тела требуют постоянного контроля. А управлять джойстиком подбородком целый день – это какое терпение и силы нужны! Джойстик ведь позволяет управлять и коляской, и телефоном, и компьютером. Правда, компьютером он управляет с помощью самодельного «гаджета»: купил графический планшет и примотал стилус на палке к своей кепке, водит им по планшету и работает с компьютером.
Евгений – удивительный человек, упрямый. Принимает только самую необходимую помощь. Даже у себя в комнате наладил «умный дом», чтобы управлять светом, подогреть чайник.
– Очень хочу занавески самооткрывающиеся. Но карниз жутко дорогой – стоит тысячу долларов. Друг, который в таком же положении, подарил мне моторчики для открывания окон.
Но главное, мечтает о новой коляске. Старая уже на ладан дышит. Только на нее нужна огромная сумма. Друзья опять вызвались помочь. Если получится собрать «всем миром», то проект Евгения будет развиваться, и он сможет сделать еще больше для других. Дать возможность людям с ограниченными возможностями путешествовать без барьеров и ограничений – его цель.
«Дарить людям радость – это счастье»
В 2018 году Евгений организовал путешествие по городам, которые приняли чемпионат мира по футболу: Сочи, Ростов-на-Дону, Москва, Санкт-Петербург. Его трудно застать дома. Все время в делах, поездках. А ведь с горы, где его дом, спуститься на коляске и подняться обратно – еще тот квест! Но он отчаянный. Пробивает тропы даже там, где, казалось бы, невозможно ни пройти, ни проехать. Не все в Сочи предусмотрено для передвижения колясочников. И он ищет возможные пути. А с каким бесстрашием он мчится на коляске по трассам! Опасно. Но старается жить по полной. Встречается с друзьями, отмечают праздники, катаются на сапбордах по морю. Евгений даже в горах Красной Поляны катает людей с разной степенью инвалидности в спортивном кресле на лыжах. «Погнали, Женек!» – зовут его друзья. И он мчится на своем «танчике» (так называет свою электроколяску) навстречу приключениям.
– Я получаю огромное удовольствие, когда прокачу девочку на коляске, парня незрячего, который ничего не видел в жизни ни разу, а теперь чувствует ветер, солнце. Какое счастье, когда слабослышащий человек может услышать эхо. Это заряжает, ты понимаешь, что даришь людям радость. Мой опыт надо передать. Для этого я и вошел в общественный совет проекта «Единая страна – доступная среда» в Сочи. Мне очень помогает незрячий марафонец Сергей Гринь, который в свое время организовал Музей бега.
Недавно после одной из поездок в Красную Поляну Евгений поделился впечатлениями:
– Пара мгновений… и набрал комфортную скорость. Летишь со склона, чувствуешь скольжение по снегу, давление воздуха, усиливающийся звук ветра, биение сердца. Бодрый голос друга за спиной: «Погнали, Женек!» Рад, что могу разделить восторг и радость от катания, могу и разделяю со своими близкими и друзьями.