Общество

Виктор Плужников: «Когда я надеваю волшебную шубу, появляется Дед Мороз»

Дед Мороз Виктор Плужников считает, что его главная задача – подарить детям и взрослым веру в чудо. Фото: Михаил Ступин

Один из самых известных краснодарских Дедов Морозов – артист Молодежного театра Виктор Плужников, рассказал, каково это – быть главным новогодним волшебником для детей и взрослых, объяснил, почему важно верить в чудо, и поздравил читателей «КН» с наступающими праздниками.

Казалось бы, Дед Мороз работает всего несколько недель в году. Но не такое это простое дело, если делать его со всей душой – а иначе ведь чудо не сотворишь. Мы пообщались с заслуженным артистом Краснодарского края и по совместительству Дедом Морозом Молодежного театра Виктором Плужниковым. Он раскрыл нам секреты своей сказочной профессии.

Как добро побеждает зло

– Виктор, как давно вы в роли Деда Мороза?

– В следующем году будет 30 лет, как я на сцене. Если говорить о новогодней карьере, как любой молодой начинающий артист, я начинал с разных героев. Играл отрицательных персонажей, например, Кощея Бессмертного или Бабку Ежку. И уже, наверное, пять лет, как я стал примерять на себя образ Деда Мороза. Вот такая карьера – от сказочного злодея до доброго волшебника.

– Какие из сыгранных вами новогодних ролей нравятся вам больше всего?

Фото: Михаил Ступин

– Все роли любимые, а особенно новогодние, потому что новогодние сказки дают надежду не только нашим детям, но и нам самим, что в Новом году все будет намного лучше, добрее, теплее и радостнее.

– Чем отличаются новогодние спектакли от классических? Что самое сложное в работе с детьми для вас как для Деда Мороза?

– Разница скорее просто в формате. В классическом спектакле нас разделяет четвертая стена, мы рассказываем зрителям, в зависимости от постановки, историю, в которой они присутствуют «онлайн», если говорить современным языком. В новогодних историях, тем более если в них принимает участие Дед Мороз, – актеры живые, у нас нет четвертой стены. И дети сами являются участниками сюжета, его двигателем. Здесь уже происходит непосредственный контакт, общение, и оно бывает разным, потому что дети приходят разные. Есть дети особенные, например, недавно к нам пришла девочка с аутизмом. Ее пугало большое скопление людей, шум, она боялась подойти к Деду Морозу. Но когда все-таки подошла и обняла, то расслабилась и стала улыбаться. У ребенка ушел зажим – это дорогого стоит. Вот это то самое чудо, ради которого мы работаем.

Мистика театра

– Как найти общий язык с детьми, которые стесняются или боятся Деда Мороза?

– Дети чаще всего стесняются из-за присутствия большого количества людей, и это нормально. Но здесь уже все зависит от Деда Мороза, от того, насколько он любит детей и способен подарить им сказку. Это то чудо, которое я не могу объяснить, потому что, когда я надеваю волшебную шубу, появляется Дед Мороз, а не артист Плужников. Это мистика театра, мистика этого образа. Как это происходит, я не знаю. У Деда Мороза надо спрашивать.

– Как реагировать, когда дети скептически относятся к Деду Морозу, не верят, что он настоящий?

– Это вопрос к костюму и проработке образа. Потому что, даже если настоящему Деду Морозу снимут шапку, он останется тем же Дедом Морозом. Здесь все зависит от профессионализма артиста и его веры в чудо. И если ты сам не веришь – не поверит ни один ребенок.

А вы верите в Деда Мороза?

– Да, я с ним встречаюсь регулярно.

Дети остаются детьми

– Насколько сильно изменились дети? Есть какая-то тенденция? Может быть, сегодня ребят сложнее удивить или наоборот?

– Слава Богу, дети остаются детьми. Да, они, может быть, просят другие игрушки, не такие, как мы в нашем детстве. Но самое главное, что у них остается вера в чудо. И задача взрослых, чтобы их дети продолжали верить в чудеса, даже когда у них появятся собственные дети.

– Были ли какие-нибудь трогательные моменты в работе с детьми?

– Такая история случилась, когда Дед Мороз пришел поздравлять ребенка к нему домой, но из-за пробок задержался, и малыш уснул. Дед Мороз зашел, оставил подарочек и поцеловал ребеночка в щечку. Тот приоткрыл глаза, улыбнулся и сказал: «Ой, а Дед Мороз теплый», а потом снова уснул.

А еще на каждом новогоднем спектакле даже у детей постарше, которые вроде бы перестают верить в сказку и Деда Мороза, появляется детский азарт, и они начинают активно участвовать в жизни сказочных героев, веря в происходящее.

Что греет душу в мороз

– Виктор, вас приглашают поздравлять детей в качестве Деда Мороза на дом? Случались ли какие-то интересные, может быть, забавные истории в гостях у ребят?

– Поздравление на дому – это ощущение парализованности детей от восторга, они теряются от понимания, что вот он – настоящий. Был случай, когда меня пригласили к девочке, которой было четырнадцать лет. И она застыла на одном месте, потому что увидела живого Деда Мороза. Такая непосредственная реакция подростка греет душу зимнего волшебника.

– А взрослых вы поздравляете? Как они встречают Дедушку Мороза?

– В начале карьеры много работал со взрослыми. Сейчас меньше. Взрослые с появлением Деда Мороза становятся даже больше детьми, чем сами дети, потому что они как никто хотят чуда, поскольку знают, какой ценой оно достается.

– Очень хочется, чтобы один из самых знаменитых кубанских волшебников поздравил читателей «Кубанских новостей» с наступающими праздниками.

– Уважаемые читатели «Кубанских новостей»! С большим удовольствием поздравляю вас с Новым годом, с Рождеством Христовым и желаю, чтобы в новом году в вашей жизни были только добрые и счастливые новости.