Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен? Какой должна быть миграционная политика России
Наш корреспондент Сергей Шведко – о деликатной, но очень злободневной проблеме, от которой зависит будущее страны.
Очень щепетильная штука эта мигрантская тема. Это я вам как бывший мигрант скажу. Особенно для нашей многонациональной страны, где значительная часть граждан является носителями советской парадигмы. Для многих из нас жители тех же среднеазиатских республик не являются чужими людьми. В конце концов, мы с ними много лет жили в одной стране. Да и в общечеловеческом плане делить людей по национальному или даже государственному признаку – дело недостойное.
Опять же труд гастарбайтеров – важный фактор развития российской экономики. Так уже сложилось, что в некоторых отраслях, в первую очередь – строительстве, он стал серьезным явлением, без которого в нынешнее время уже не обойтись.
И это – истинная правда, но вот проблем в этой сфере – огромное множество, и с годами они становятся все острее и острее. А может наступить день, когда они станут экзистенциальными для страны.
Первое. Для наших сограждан 10 миллионов иностранных рабочих являются серьезными конкурентами. Они тормозят не только рост заработных плат, но и переход к более справедливой и современной организации производства. Зачем платить больше своим соотечественникам и вкладываться в новые технологии, когда можно нанять мигрантов (даже нелегально) и получать прибыль?
Второе, и самое важное. Мигрант мигранту рознь. Есть люди, которые хотят, даже мечтают быть гражданами России. Готовы приехать сюда и начать жизнь сначала, выполнить кучу необходимых условий, чтобы влиться в единый народ Великой и Необъятной.
Но немало тех, кто прибывает к нам на заработки, чтобы потом, скопив денежку, вернуться домой. Для этих людей Россия никогда не станет своей страной, но они и не ставят такой задачи. В общем, трудовая миграция в чистом виде.
А есть и такие, кто стремится стать гражданином РФ, чтобы получать блага, положенные обладателям российского паспорта. Работу, материнский капитал, пенсию и т. д. И при этом они считают себя абсолютно несвязанными с нашей страной никакими обязательствами. Мало того, объединяясь с другими, такими же, пытаются на новом месте жительства внедрять свои правила, которые чужды, а временами и неприемлемы для нашего народа. Отсюда – нередки преступления, связанные с их непримиримостью к представителям других культур, и даже против русских как таковых.
В конце концов, очень четко потребительское отношение к стране со стороны части мигрантского сообщества показала специальная военная операция. Сегодня на фронте отстаивают интересы государства представители всех национальностей России: русские, татары, чеченцы, осетины, буряты, кстати, этнические украинцы и много других. Мало того, на фронте искупают свою вину за прошлые преступления десятки тысяч заключенных. И, надо сказать, воюют в основном очень достойно. Но вот среди мигрантов очень мало желающих служить в зоне боевых действий. И вообще, нередко новые граждане не желают даже становиться на военный учет. А все это порождает резонный вопрос: нужны ли они России? Ответ, думаю, очевиден.
Кстати, об этой проблеме неоднократно высказывался президент нашей страны.
–- Нужно, чтобы все мигранты, вне всяких сомнений, уважали законы и традиции народов Российской Федерации, а соответствующие органы власти следили бы за соблюдением и своевременно реагировали бы на нарушения, – заявил Владимир Путин во время своей декабрьской «Прямой линии».
Он также подчеркнул, что проблему с трудовой миграцией нельзя решать в ущерб коренным жителям России. А патриарх Кирилл меньше месяца назад сказал еще более откровенно:
– Если число мигрантов, которые не говорят на русском языке и не уважают культуру страны, увеличить, Россия может быть «потеряна».
Естественно, что в этих условиях власть просто обязана реагировать. На всех уровнях. И постановление губернатора Краснодарского края о запрете на трудоустройство мигрантов, работающих по патенту, – это еще один шаг в новой государственной стратегии. Кстати, решение Вениамина Кондратьева – выверенное и в определенном смысле даже осторожное. Запрет действует только на нынешний год и не распространяется на строительную сферу, квоты использования иностранцев в которой определяет федеральный центр. И говорить о каких-то будущих экономических проблемах в связи с этим постановлением могут лишь те, кто из своей корысти лоббирует завоз гастарбайтеров в ущерб трудоустройству граждан России.
Но здесь главное другое. Начинает реализовываться новая, более справедливая государственная политика в миграционной сфере, где интересы граждан становятся во главу угла, а важнейшая задача сбережения народа приобретает, в том числе, и качественное измерение.