Донецкая надежда
Наш специальный корреспондент Сергей Шведко – о том, что значит освобождение Авдеевки.
Этот разговор я помню до сих пор. В конце октября прошлого года удалось проскочить в село Спартак. Этому населенному пункту сильно не повезло даже по донецким понятиям. Он имел несчастье располагаться рядом с Авдеевкой. Буквально метров 700 от окраины – бывшая часть ПВО, вражеский укрепрайон. Ну и летело со стороны украинских позиций все, что только может лететь. От бесшумных «польских» мин до кассетных боеприпасов.
В село мы примчали на старом тарантасе местного жителя. Дорогу от Донецка частенько обстреливали вражеские камикадзе, поэтому он старался давить на газ. Там, где это было возможно, потому что за девять лет трасса превратилась в направление, где сплошные ямы и грязь.
Уже там, на месте, я спросил его: а много ли мирных погибло за годы бесконечных обстрелов?
– Мирных? О! Много. У меня друг хороший Витька Орехов погиб. «Градина» прилетела в дом, а он бежал в подвал. Ну и порвало его. Вовка Иващенко погиб. Мина упала рядом, вырвало кусок позвоночника. Коля… забыл фамилию… Был обстрел. Все в подвал спустились. Потом вроде стихло. Он и говорит: пойду пчел посмотрю. Пошел, и прямо туда мина прилетела… Очень много погибло.
Я до сих пор слышу голос моего провожатого. Витька… Вовка… Коля. За эти годы Авдеевка для Донецка стала проклятием. Ежедневной смертельной опасностью. Оттуда в любой момент могли ударить «Градом» или артиллерией. Просто так, не прицельно. По мирным людям. Доставали до самого центра. Сколько было трагедий – никто даже не скажет. Этим террором враг пытался посеять страх и отомстить жителям города, который стал символом восстания против современного нацизма.
Причем за это время хохлы укрепились в Авдеевке так, что, казалось бы, их оттуда не выбить никогда. Все предыдущие попытки сделать это успехом не увенчались. И еще неделю назад казалось, что воевать за этот город наши будут месяца два-три, не меньше.
Эта военная спецоперация, определенно, войдет в учебники истории. Но уже сейчас можно отметить несколько ее важных аспектов.
Первое. Одна из причин успеха – скрытый маневр большого количества военных подразделений. Перемещение воинских частей Центрального военного округа оказалось для врага неожиданным. Мощное преимущество на направлении главного удара сделало его неотразимым.
Второе. Четкое взаимодействие различных родов войск и фантастическая работа авиации. В последние два-три дня штурма на позиции врага падали десятки полуторатонных бомб, превращая их укрепы в кучи строительного мусора. Сколько при этом уничтожено вражеских солдат, не знают и в украинских штабах.
Третье. Российская армия поразила напором, смелостью, мощью. А командование продемонстрировало возросшее оперативное мастерство. И все это привело к психологическому надлому неприятельских подразделений. До этого они были очень крепки в обороне, это правда. Стоило огромных усилий выбить врага из разрушенного полуокруженного села. А тут – тысячи военнослужащих бегут на запад, оставляя даже такие мощные позиции, как местный коксохим. Не знаю, как будет дальше, но создается впечатление, что эта неудача еще скажется на ВСУ. Как и целая цепочка неудач на внешнеполитическом фронте вместе с усиливающимся дефицитом боеприпасов.
А для нас – наоборот. Думаю, что освобождение Авдеевки станет не только хорошим началом года, но и вызовет цепную реакцию других успешных действий нашей армии. И в этом главное значение этой наступательной операции.
Что же касается самого Донецка, то там, конечно, люди радуются. Как радуется человек, когда у преступника выбили нож, который он держал у твоей шеи. Да, в столице Донбасса не прекратятся обстрелы, вчерашняя ночь показала, что украинские террористы вполне еще способны ударить по центральным улицам. Но там станет больше относительно безопасных районов. А еще вспыхнула с новой силой надежда, что вражеские войска в конце концов отодвинут на такое расстояние, что они оттуда уже не смогут кошмарить город.
Что же касается самого Спартака, то здесь все еще сложно. Теперь вражеские мины по селу уже не ударят. Ни «польские», ни другие. И это огромнейший плюс. А вот все остальное, кассетное и обычное – вполне. От «Града» до западных авиационных ракет, которыми усердно пичкает киевских упырей руководство «демократических» стран. Хотя есть еще два плюса, которые мы на мирных территориях привыкли считать само собой разумеющимися. Даст Бог, в Спартаке починят трансформаторную подстанцию и вернут электричество. И дорогу сюда потихоньку отремонтируют. Вражеским камикадзе уже значительно труднее будет до нее долететь…