Общество

Только смелым покоряется тайга

Ради нескольких строк Виктор Желяков был готов лететь хоть на край света. Фото: Архив Виктора Жилякова

В Краснодаре найдена ранее не известная рукопись заслуженного журналиста Кубани Виктора Жилякова о БАМе.

В марте прошлого года президент РФ Владимир Путин подписал указ о праздновании в 2024 году 50-летия с начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Мы продолжаем цикл публикаций о героях той эпохи. Сегодняшний наш рассказ о легендарном Викторе Жилякове. В июле исполняется годовщина со дня его смерти.

Корреспонденты «КН» встретились с вдовой заслуженного журналиста Кубани, у которого к БАМу было особое отношение. Виктор Жиляков участвовал в строительстве Саяно-Шушенской ГЭС, побывал там, где на месте тайги и болот выросли современные города.

Магия Куанды

Виктор и Лариса Жиляковы прожили в браке 17 лет. Супруга не сразу поняла, что ее ждет, когда только расписались в загсе.

– Я значительно моложе Виктора Егоровича, и для меня все эти рассказы о БАМе были какой-то романтикой, диковинкой, – делится воспоминаниями Лариса. – Но, когда увидела, что его наградили за участие в строительстве магистрали, удивилась. Он для меня как Ленин стал, как легендарная фигура истории нашего Отечества.

Виктор Жиляков – личность и вправду незаурядная. Он успешно проработал в профессии более 50 лет, сначала в Туве, потом – в Тюменской области и завершил карьеру собкором ТАСС в Краснодарском крае.

Виктор и Лариса Жилякова прожили в счастливом браке 17 лет.Фото: Архив Виктора Жилякова

Во многом благодаря инициативе Виктора Егоровича в стране впервые появились мобильные корпункты. Такой корпункт был развернут им на завершающем этапе строительства Байкало-Амурской магистрали в районе таежной станции Куанда (кстати, это название в переводе с эвенкийского значит «медвежья долина»). Только оттуда за три месяца его работы было передано около 500 материалов о строительстве БАМа. Он первым сообщил об открытии тюменской нефти и ее рекордной добыче – миллионе тонн в сутки, как и об открытии самого северного Харасавэйского газоконденсатного месторождения.

– Виктор говорил, что его работа – донести людям новость как можно быстрее, – продолжает вдова журналиста. – Помню, однажды собрались с ним в Музыкальный театр. Посмотрели балет. Думала, не спеша погуляем по вечерней улице Красной под ручку. Как супругам положено… Но нет, несемся домой с такой скоростью, что я стала задыхаться от такого темпа. Кто-то позвонил, и надо срочно передавать новость. Прибежали, он в обуви, не разуваясь, скорее в свой кабинет. Через 20 минут выходит: «Все! Пошли обратно гулять». Мне даже обидно было, а я еще отдышаться не успела. А потом привыкла. Многое стало ясно. Работа для настоящего профессионала на первом месте. Поэтому столько лет я «бежала» с ним рядом в одном направлении.

Даешь стыковку!

В кабинете покойного есть своеобразная стеклянная витрина, где лежат на зеленом сукне ценные артефакты. Целая коллекция правительственных наград: орден Почета, орден Трудового Красного Знамени, медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Виктор Егорович – заслуженный работник культуры России и обладатель почетного знака Союза журналистов Кубани «Признание». В 2020 году в Москве Виктору Егоровичу вручили знак «Легенда российской журналистики». А памятных знаков и не счесть.

Такую витрину Лариса подарила мужу в один из юбилеев… Недавно женщина разбирала документы своего супруга и нашла рукопись, которая так и не стала публикацией. На полях сохранились пометки его рукой, правки. Материал еще ждет своих исследователей-историков.

«Нужно издать книгу «Легенды кубанской журналистики», – так начинается своеобразное завещание потомкам, оставленное Виктором Жиляковым. – У нас действительно были журналисты, которые стали легендами. Меня часто спрашивают: не надоело писать? Да, устал. Но, когда живешь новыми идеями, никогда не надоест. Я всегда искал необычные темы, ради этой первой строки готов был лететь на край света».

Журанлиста никогда не останавливали на пути ни сибирские морозы, ни проблемы быта.Фото: Архив Виктора Жилякова

Вот еще один отрывок из рукописи, который передает дух той героической эпохи:

«На западном участке БАМа все было несколько проще. Бригада Александра Бондаря развила невиданные темпы укладки верхнего строения пути – до 5 километров в день. И в сентябре строители прошли Куанду, направившись в сторону разъезда Балбухта. Именно там, на берегу реки Сюльбан, 29 сентября в 10 часов утра и было уложено первое «золотое звено».

Торжества по случаю стыковки западной и восточной части магистрали произошли 1 октября 1984 года на станции Куанда (ныне это Забайкальский край).

Ушел в тайгу

По рассказам Ларисы, готовясь к одному из интервью, Виктор нашел в своем архиве тот самый «золотой костыль» и фрагмент звена. Это сувенирный кусочек рельса с молотком, которым забивают толстый гвоздь.

– Я и не подозревала, что эти простые вещи – столь примечательные артефакты, – вспоминает вдова журналиста.

Вместе рассматриваем наградной памятный знак в честь укладки «золотого звена», который стал своеобразным символом открытия сквозного движения поездов на восточном участке БАМа 15 сентября 1984 года.

Сувенирный кусочек БАМовского рельса до сих пор хранится в семейной коллекции.Фото: Михаил Ступин

А вот и удостоверение № 108. В нем записано, что В. Е. Жиляков награждается по итогам соцсоревнования знаком штаба ЦК ВЛКСМ «Золотое звено БАМ» 26 сентября 1984 года.

Есть в необычной коллекции «Билет почетного пассажира» первого поезда, открывшего сквозное движение на восточном участке БАМа. Из него узнаем такие подробности: 15 сентября 1984 года Виктор Егорович ехал в пятом вагоне, на месте № 17. К билету прилагалась карта с маршрутом: Тында – Зейск – Мирошниченко – Февральск – Ургал – Комсомольск-на-Амуре – БАМ – Известковая – Хабаровск.

Много историй унес с собой Виктор Жиляков. Но они остались в памяти родных и близких, в строках публикаций и неопубликованных рукописях.

«Билет почетного пассажира» первого поезда, открывшего сквозное движение на восточном участке БАМа.Фото: Михаил Ступин

– Виктор рассказывал, что был одним из первых стройотрядовцев, когда учился в Московском госуниверситете, – делится воспоминаниями Лариса. – Работал руководителем первого стройотряда. На БАМе он уже был в качестве корреспондента.

Рассказывал, что в стройотряде жили в деревянных вагончиках-бытовках, из наспех сколоченных поддонов делали кровати. А из обычных ящиков мастерили тумбочки. Вместе по вечерам собирались, было весело. Всего хватало. Страшные морозы были зимой и огромные комары летом.

– Работа на БАМе была серьезная, каких-то забавных историй мне услышать не довелось. Когда только с ним поженились, я сразу поняла, что такое жить с корреспондентом ТАСС. Звонки среди глухой ночи, под утро. День и ночь – работа. Поначалу думала, что если такие звонки, то что-то страшное случилось, надо бежать кого-то спасать. А это обычные будни журналиста, – сказала на прощание Лариса. – Виктор во всех эпохальных событиях стремился участвовать, везде хотел быть первым. Обладал отличной памятью, слушаешь бывало его и будто приключенческий, остросюжетный роман читаешь. Недаром он – «легенда российской журналистики».