Не хотим, чтобы это повторилось, или Как прожить без электричества 13 часов в 40-градусную жару
Жители Ейска выложили в социальные сети открытое видеообращение к президенту России Владимиру Путину. Поводом послужило отключение на продолжительное время света и воды. «Кубанские новости» выехали на место и узнали, как это было.
Дозвониться не реально
Нынешнее лето на Кубани отличилось аномальной жарой, и оно еще далеко не закончилось. В разных районах края, как и в других южных регионах нашей страны, энергосистема периодически дает сбой.
Например, в Ейске жителям многоквартирных домов по улице Карла Либкнехта, 174 и 174/1 пришлось прожить без электричества, а соответственно, и без воды, несколько дней подряд. Причем в самые жаркие дни июля, когда температура превышала 40 градусов.
– Первые отключения у нас были 9 июля: на шесть часов днем и вечером еще на два часа. Но самыми страшными были два дня подряд – 18 и 19 июля. Электричества и холодной воды не было сначала 13 часов, на другой день – 12. При этом допускались огромные перепады напряжения в сети – от 130 до 270 вольт. Из-за этого у многих наших жильцов вышла из строя бытовая техника: холодильники, сплит-системы. Испортились продукты. У многих людей, особенно старшего возраста, были проблемы со здоровьем: повышение артериального давления, тепловой удар, были и обмороки. Некоторым пришлось даже скорую помощь вызывать, – рассказал член совета дома № 174/1 по улице Карла Либкнехта Владимир Курочкин.
Конечно, в такой ситуации люди пытались узнать, что происходит, обращались в различные инстанции.
– Куда я только ни звонил в эти дни: в оперативные службы МЧС города и района, диспетчерские местного водоканала и электросетей… Но бесполезно, везде занято! Единственный раз, уже 19 июля, после отсутствия у нас света 12 часов, смог дозвониться по номеру «112», где мне сказали, что это веерное отключение. Но, как я предполагаю, веерное отключение – это по графику: в одном микрорайоне отключили на четыре часа, затем в другом на четыре часа и так далее по кругу. Но не так, что сегодня на 13 часов, а завтра на 12, как случилось у нас! Мы понимаем, все бывает. Но самое страшное то, что нет информации, никто нас не предупреждал, ничего нам не объяснял. Почему нет упорядоченности и предупреждения? – возмутился председатель совета дома № 174 Сергей Ткачук.
Из-за угрозы возможных аварий
Впоследствии жители многострадальных домов все же нашли некоторую информацию. На сайте администрации города Ейска было сообщение от 18 июля. В нем просто констатируется факт отключения электроэнергии, но нет никаких сведений его продолжительности: «В связи с возникновением в энергосистеме Кубани недопустимого дефицита электрической энергии и мощности диспетчерским персоналом Кубанского РДУ через оперативный персонал филиала ПАО «Россети Кубань» Ленинградские электрические сети введен в действие график временного отключения потребления (ГВО) в электросетевом комплексе г. Ейска. Основанием временного отключения являются возникновение или угроза возникновения аварийных электроэнергетических режимов. По команде диспетчера Кубанского РДУ персоналом филиала ПАО «Россети Кубань» Ленинградские электрические сети в филиале АО «Электросети Кубани» «Ейскэлектросеть» отключены потребители…»
Далее перечислены разные микрорайоны города. Но нет никаких временных отрезков! А самое главное – в этой информации не значится микрорайон, где расположены дома № 174 и 174/1 улицы Карла Либкнехта.
– Получается так, что у нас с 9 по 19 июля свет отсутствовал больше чем 38 часов. В дни самых глобальных отключений, 18 и 19 июля, было обидно то, что в находящемся рядом с нами центральном парке, а также на набережной люди продолжали развлекаться – музыка, песни… То есть там с электричеством все было в порядке, а мы едва ли не умирали от жары, – сказал Сергей Ткачук.
Недалеко от домов, где мы побывали, располагается военный госпиталь. Котельная на его территории снабжает многоквартирные дома горячей водой. Поэтому у жильцов была хотя бы горячая вода, которую набирали, ждали, пока остынет, и могли использовать.
Маленьким детям не объяснишь
Особенно непросто, конечно, пришлось семьям с маленькими детьми. У Ольги Семенцовой два малыша, вот что она рассказала:
– Наша квартира находится в девятиэтажном доме, все комнаты на солнечной стороне. Было очень жарко, еще и на улице 43 градуса. Дети маленькие, им ведь не объяснишь, что происходит. Плакали, капризничали. Приходилось уезжать в торговый центр, чтобы хоть немного охладиться.
Пенсионерка Галина Певцова рассказала, что в жару ей реально не хватало воздуха.
– Было очень тяжело выдержать – в квартире жара, на улице жара… Давление сразу подскочило, сердце сжималось. У меня в морозилке были кубики льда. Ими обтиралась, хоть как-то легче становилось. Хорошо, что это длилось два дня, не продолжилось дальше. Безобразие, что не дозвонишься никуда. Никакой информации вообще.
Людмила Ситникова в эти дни испугалась не только за себя, но и за своего отца-инвалида:
– У меня папа лежачий, страдает деменцией. Ему очень плохо было. В какой-то момент даже возникла паника – что делать? Сколько мы здесь живем, первый раз такие продолжительные отключения света. Так нельзя. Ладно еще четыре-пять часов, но не 13! Страх остался до сих пор. Мы живем на седьмом этаже, хожу пешком, боюсь в лифт заходить – вдруг опять свет отключат. Нас же никто не предупреждает!
Ольга Быкова добавила, что ее семья только что вернулась из поездки:
– А тут такое – не искупаться с дороги, не отдохнуть. Я знаю, что при длительных отключениях воды и света местные власти организуют подвоз питьевой воды. У нас же ничего такого не было. Никто не поинтересовался, как мы тут выживаем.
Предупрежден – значит вооружен
Решение записать видеообращение к президенту у жильцов улицы Карла Либкнехта возникло спонтанно, при общении в общем чате. Собрались около 15 активистов, записали и выложили на различные сайты. Больше отключений электроэнергии в этих домах не было. Связано ли это с обращением к главе государства или так совпало, пока не известно. Каких-либо объяснений от ресурсоснабжающих организаций люди также не получили.
– Мы не хотим, чтобы подобная ситуация когда-либо повторилась. Ответственные руководители энергоснабжающих организаций должны организовать честную и четкую информированность людей: конкретно – какие улицы и во сколько будут без света. Предупрежден – значит вооружен. При этом должна быть справедливость, очередность тех или иных микрорайонов на отключение. В таких случаях люди будут подготовлены, – сказал Сергей Ткачук.
Владимир Курочкин также подготовил ряд предложений, с которыми обращается к электроснабжающим предприятиям.
– Мы считаем, что на сайте компании «Ейскэлектросеть» важно организовать информирование потребителей в режиме реального времени обо всех отключениях, о плановых и аварийных ремонтных работах, времени возобновления подачи электроэнергии. Графики отключения потребителей должны быть заблаговременные и содержать прозрачную разбивку по улицам и номерам домов.