Общество

Три малоизвестных зигзага судьбы казака Болотникова, революционера Троцкого и горского комиссара Шовгенова

Три малоизвестных зигзага судьбы казака Болотникова, революционера Троцкого и горского комиссара Шовгенова
Мос Шовгенов со своей супругой Гошевнай в Доме-музее I съезда Советов Адыгеи, который находится в самом центре аула Хакуринохабль. Фото: Официальный сайт органов исполнительной власти Республики Адыгея

Есть немало примеров, когда на крутых изломах истории вчерашние кумиры бегут за границу, но бывает и наоборот – приехавшие из-за рубежа становятся лидерами на своей родине.

Мы сделали подборки из трех причудливых биографий незаурядных личностей, родившихся на Юге России.

Болотников

Политический деятель Смутного времени, сторонник Лжедмитрия, предводитель восстания 1606 – 1607 годов, казачий атаман Иван Болотников мог стать венецианским купцом. Однако, услышав рассказы об удивительных событиях на его родине, вернулся в Русское царство. После поражения восстания был сослан в Каргополь, ослеплен и утоплен в проруби.

Иван Болотников был княжеским холопом, в юном возрасте бежал от своего хозяина к казакам в вольные степи. Во время одной из стычек с крымскими татарами попал к ним в плен. Басурмане продали его в рабство. Несколько ужасных лет он гнул спину на турецких галерах. Но однажды всех гребцов-невольников освободили венецианцы, которые захватили вражеское судно.

В Венеции Иван Болотников проживал в роскошном немецком торговом подворье Фондако-деи-Тедески. Как человеку сметливому и предприимчивому венецианцы пророчили ему судьбу купца. Но упрямый казак пошел другим путем.

Троцкий

В 1917 году Лев Бронштейн возглавил Петросовет, став одним из организаторов Октябрьской революции и создателем Красной армии. Свой известный псевдоним вождь пролетариев взял в 1902 году, когда ему для очередного побега из тюрьмы достали паспорт на имя скончавшегося полковника Николая Троцкого.

Один из самых интересных для историков периодов – пребывание революционера в самом сердце капиталистического мира. Всего 10 недель 1917-го Лев Троцкий прожил со своей семьей в нью-йоркском Бронксе. В типовой квартире был телефон, электрическое освещение без веерных отключений, газовая плита, ванная комната и «спуск сорного ящика вниз».

За это время большевик успел поработать в американских газетах, регулярно выступать на митингах и «политических банкетах», стал активистом Соцпартии Америки и даже создал свое СМИ – «Классовая борьба».

Наиболее любопытная деталь жизни Троцкого в Нью-Йорке – попытки стать киноактером. Об этом пикантном факте упоминает Гарри Темпл Мори, снявшийся за свою карьеру в 200 фильмах.

А в октябре 1917 года в американской газете вышла передовица о победе большевиков в Петрограде под заголовком «Человек из Бронкса возглавил Русскую революцию».

Шовгенов

Летом 1918 года в аулах и хуторах Адыгеи вел подпольную работу первый комиссар по делам горцев Кубано-Черноморской ССР Мос Шовгенов. Через год он и его супруга, одна из первых адыгеек-большевичек Гошевнай Дагужиева, были зверски казнены белогвардейской контрразведкой. В память о герое-мученике Шовгеновский район Адыгеи носит его имя.

Интересно, что у Шовгенова была очень причудливая биография. Он происходил из аула, где селились бывшие крепостные черкесогаи. Как предполагает историк Георгий Дерлугьян, при помощи бывшего хозяина юному Мосу удалось получить образование и отправиться в США. Там он три года работал на заводах в Чикаго и вернулся на Кубань техником по сборке сельхозмашин в представительстве американской фирмы в Армавире.