Любопытнейшие места Краснодара и близ него, которые на картах не значатся
В 18 километрах от нынешней кубанской столицы местные плебеи одолели патрициев за несколько веков до Октябрьской революции. Не все знают, что в Краснодаре был свой мавзолей. И Великий шелковый путь где-то рядом шел.
Но обо всем по порядку.
Сегодня мы расскажем о местах в Краснодаре и его окрестностях, которые вполне могли бы стать туристическими достопримечательностями..
Битва
По словам краеведов, межклассовая борьба в Черкесии 18 века напоминала войну плебеев с патрициями в Древнем Риме. Ее кульминацией стала Бзиюкская битва. Произошла она в 1796 году на реке Бзиюк. Это всего в 18-и километрах южнее Краснодара близ нынешней станицы Новодмитриевской Северского района Кубани.
Дворяне одержали верх только при поддержке казачьего отряда с артиллерией, но победа оказалась пирровой: погиб предводитель знати – князь Бат-Гирей. Кроме того, участие в сражении инородцев привело к тому, что моральный перевес оказался у крестьян. Поэтому военным успехом князьям не удалось сохранить свои привилегии и ликвидировать демократические порядки. Планы повсеместного установления крепостных порядков были сорваны.
На месте сражения, по инициативе выходцев из Адыгеи, в начале 1980-х годов был установлен памятник. Его автором и создателем является скульптор из Майкопа Антон Шикоян. А в 2023-м республиканские решили реставрировать монумент.
Шелк
По одной из версии историков, Великий шелковый путь из Бухары в Константинополь мог пролегать по долине Кубани. Не исключено, что купцы могли плыть и по самой реке.
На месте древнерусской Тмутаракани генуэзцы основали свою торговую колонию – Матрегу. Там была мощная портовая база, где происходила перегрузка с малых суден, способных плавать по рекам, на большие корабли.
По долине Кубани осуществлялась связь между Константинополем и Тюркским каганатом с 6 века. Считается, что этот маршрут проложили византийцы, но всеми преимуществами воспользовались генуэзцы.
К 14 веку торговые караваны могли сместиться южнее, к границам современного Северского района Краснодарского края. Тогда купцы могли везти грузы со стороны Каспийского моря, минуя нынешние поселки Афипский и Ильский. А это в 18 километрах от Краснодара по прямой.
Мавзолей
Малоизвестный факт – с 1922 года по 1936 год в Краснодаре находились партийно-хозяйственные органы Адыгейской (Черкесской) автономной области. Однако Краснодар, являясь де-факто центром области, не входил в ее состав де-юре.
С 1932 по 1935 года первым секретарем Адыгейского обкома был Шахан-Гирей Хакурате. После того, как он скончался в Кремлевской больнице, был сделан «мавзолей» – специальное захоронение в сквере напротив Адыгейского облисполкома. То есть рядом с бывшей гостиницей «Централь» на углу улиц Красной и Гимназической. Здание ранее принадлежало братьям Богарсуковых, происходивших их обширного купеческого рода черкесских армян.
Мавзолей находился в сквере, который сегодня носит имя Г. К. Жукова. Конструкция, по словам очевидцев, напоминала уменьшенную копию первого, временного мавзолея Ленина в Москве.
Однако в 1938 году Хакурате товарищи по партии посмертно оговорили. В итоге все руководство тогдашней Адыгеи было необоснованно арестовано. Якобы за контрреволюционную деятельность во главе с покойным Хакурате. По одной версии, могилу его ночью разровняли и превратили в цветник, по другой – останки выбросили в Кубань.
Позже Шахан-Гирей Хакурате был реабилитирован, и сегодня его имя носят улицы Краснодара и Майкопа.