Общество

Три самых необычных педагога-новатора в Краснодарском крае – Щетинин, Титиев и Брюховецкий

Кубанские педагоги хорошо знают, что ученики – это не емкость, куда надо закладывать знания, а факел, который нужно зажечь. Фото: Михаил Ступин

Ответьте, не задумываясь, на вопрос: кто самый известный советский учитель, создавший особую методику воспитания?

Наверное, сразу многие вспомнят Антона Макаренко. Ну, а наши, кубанские? Есть. И их не мало. Сегодня мы расскажем о трех самых выдающихся.

Текос

Пожалуй, самая известная экспериментальная школа-интернат с 1994 года до недавнего времени находилась в поселке Текос (это в 44 километрах к юго-востоку от Геленджика). Здесь дирекствовал основатель Российской академии образования и создатель «русской родовой школы», автор книги «Объять необъятное» Михаил Щетинин.

Новаторские методы педагог применил на заре перестройки. В селе Зыбково Кировоградской области он создал школьный агропромышленный комплекс, в котором учиться нужно было лишь до обеда, а после – только трудиться. Здесь педагог внедрил свои педагогические новшества, которые применит позже на Кубани, – сокращенное время уроков и занятия без оценок.

Некоторое время Щетинин руководил школой в станице Азовская Северского района, где внедрил обучение в разновозрастных группах. В 1990 году получил звание «Заслуженный учитель РСФСР».

Отношение к методике педагога-новатора было неоднозначным. Его критиковали за «педагогическое сектантство». В 2020 году (через год после смерти Щетинина) лицензия на осуществление образовательной деятельности у экспериментального лицея была аннулирована.

Перевалка

Два года назад благодарные ученики отметили 100-летний юбилей Заслуженного работника культуры Кубани Александра Титиева, основателя и руководителя образцового художественного коллектива «Оркестр русских народных инструментов».

Волею судьбы Титиев оказался работником школы поселка Перевалка Мостовского района. Отсюда пошла по Кубани его слава педагога-новатора. Он был учителем на все руки. Преподавал историю, черчение, рисование, физру… Построил стадион, волейбольные и баскетбольные площадки, организовал секцию легкой атлетики. А еще основал детский и взрослый струнные оркестры, которые занимали на конкурсах в крае первые места.

В 1958 году по приглашению Краснодарского Дворца пионеров Титиев сформировал знаменитый детский оркестр народных инструментов.

Краснодар

Вот, скажите, кто придумал День знаний, школьные линейки праздник первого и последнего звонка? Кто работал над созданием культурного центра на основе среднего образовательного заведения? Это наш земляк, коренной екатеринодарец – Федор Брюховецкий. В советские годы он стал педагогом-новатором, директор школы, Заслуженным учителем школы РСФСР и кандидатом педагогических наук.

Брюховецкий основал традицию проведения многих школьных обычаев. Эксперимент был встречен на ура советскими министерскими чиновниками и с 1950-х годов начал внедряться во всех средних образовательных учреждениях СССР.

Считается, что именно Брюховецкий создал новый тип объединения воспитателей – коллектив педагогов, родителей и шефов.