Общество

Пять особенностей кубанской мифологии – леший в шинели, домовой-крыса, русальная лиса и огненное колесо

Традиционный образ русалки в конце 19–20 веков начал меняться с традиционного на знакомое нам описание – женщины с рыбьим хвостом. Фото: Нейросеть shedevrum.ai

Не верьте тому, что сказки везде одинаковые. Сюжеты, может быть, и похожие, а вот фантастические персонажи всегда отличаются.

Есть своя специфика и у фольклора в казачьих станицах. Сегодня вместе с историком и писателем Игорем Васильевым попытаемся разобраться, – чем отличается сказочное народное творчество Кубани от, скажем, Нечерноземья.

По словам ученого, Кубань – территория позднего заселения восточными славянами. И, как обычно бывает в таких случаях, традиционная мифология сравнительно плохо сохраняет архаичные пласты.

Леший

Этот персонаж довольно редко фигурирует в казачьих быличках. Чаще всего леший известен по фольклорным материалам, собранным преимущественно в горнолесной зоне Краснодарского края.

В тех местах дух-хозяин леса иногда предстает в образе солдата или лесника огромного роста в форме и с оружием. Этот образ, как не трудно заметить, сформировался довольно поздно и заметно отличается от привычного.

Кубанский леший похож, скорее, на «Князя тишины» из хита Вячеслава Бутусова:

«…Идет вслед за мной
Вышиной в десять сажень
Добрейший князь,
Князь тишины».

Домовой

На Кубани есть два его образа. Один – небольшое мохнатое существо, похожее на кошку или крысу, второй – в виде ужа.

Считалось, что домовой мог предупредить хозяев о каком-либо предстоящем событии – хорошем или плохом. Для этого надо спросить: «К добру или худу?». Если «к добру», то домовой ответит сходными с этим словом звуками – зафырчит. А если «к худу», – послышится, будто дуновение ветра.

«Также (в таких гаданиях) имело значение, какой в этот момент домой на ощупь, в шерсти или голый. Шерстистость в старину считалось хорошим признаком, как и в других подобных случаях», – уточняет Васильев.

По поверьям, домового можно увидеть, если в Страстную пятницу перед Пасхой залезть с освященной накануне церковной свечой на чердак.

Русалка

Традиционный образ русалки на Кубани весьма рано, в конце 19–20 веков начал меняться с традиционного на книжный – знакомое нам описание красивой девушки с рыбьим хвостом.

Хотя сохранялись и весьма архаичные представления: русалки в виде птицы, шакала с удивительно тонким хвостом или в обличии бесхвостой лисицы.

Обитали кубанские русалки не только воде, но и в прибрежных зарослях, степи и даже в лесу. Казаки опасались, что эти существа способны утащить в воду, защекотать до смерти или объесть пальцы.

Особенно боялись русалок в последний четверг пред Троицей. Из-за этих представлений и сейчас случается, что детей в этот церковный праздник не пускают купаться на речку или даже в сад.

Ведьма

А вот оборотни на Кубани в фольклоре встречаются очень часто. Ведьма превращалась в собаку, свинью, кошку или просто катилась по земле огненным колесом.

Распространенный мотив – тайное доение коров, похищение молока посредством злых чар. А вот порча молодых на свадьбе считалось делом колдунов-мужчин.

И сейчас на Кубани рассказывают страшные небылицы, как некий парень ударил ножом напавшее на него животное. А на утро у старой соседки оказалась рука в ранах. Или еще такая быличка. Хозяйка стала жарить на сковороде молоко, испорченное ведьмой. Вмиг прибежала соседка. Мучимая страшным жаром, она стала виниться в колдовстве.