Общество

Материнский батальон: жительницы Геленджика объединились для помощи бойцам СВО

В «Мам Бате» трудятся в основном женщины. Но среди волонтеров есть и мужчины. Фото: Михаил Ступин

Один из самых больших волонтерских отрядов в Краснодарском крае занимается сбором гуманитарной помощи, плетением сетей и изготовлением окопных свечей.

В конце 2022 года в Геленджике появилось волонтерское движение с говорящим названием «Мам Бат». Расшифровывается оно как «Материнский батальон». В волонтерской группе трудятся мамы, бабушки, сестры и просто неравнодушные жители Геленджикского района. Они также собирают и отправляют бойцам СВО гуманитарную помощь. Руководитель и идейный вдохновитель волонтерского движения – Наталия Ветохина.

– В сентябре 2022 года я у себя дома организовала плетение сетей. Сначала ко мне присоединились соседи и жители Тонкого Мыса города Геленджика. Постепенно количество людей, которые хотят помочь, стало расти. Сегодня у нас большое волонтерское движение, в котором около тысячи человек и 14 точек плетения защитных сетей по всему району. В каждой из этих точек местные жители собирают гуманитарную помощь. У многих участников волонтерской группы есть родные на фронте. Например, у меня там сыновья, – рассказала Наталия.

Себя участницы волонтерского движения называют феями. Например, в группе есть свечные феи, феи плетения и феи, которые отвечают за приготовление еды.

Связанные одной сетью

Основное направление трудовой деятельности волонтерского движения – плетение сетей. Их участники группы делают по особой технологии.

– Наша задача – сплести побольше качественных маскировочных сетей. Они отличаются от тех, что плетут другие группы. У наших сетей 90 процентов затемнения. Они плотные и практически не пропускают свет. Помимо этого, наши сети очень прочные. Благодаря особому способу плетения они не распадутся, даже если вырвать из них какой-нибудь лоскут. В России есть всего три места, где создают сети по похожей технологии, – рассказала Наталия. – Бойцы часто привозят нам сети и маскировочные одеяла, которые просвечиваются, для того чтобы мы их переделали по своему способу.

По словам Наталии, для производства масксетей используются дорогостоящие материалы. Но служат такие сети очень долго.

У каждой маскировочной сети свое назначение. Поэтому, перед тем как начать плести, группе нужно учесть сразу несколько параметров. Фото: Михаил Ступин

– На то, чтобы сделать одну масксеть, уходит до трех дней. На выходе они получаются довольно тяжелыми. Но для нас главное, что бойцы ими очень довольны. Многие маскировочные сети и одеяла, которые мы делали еще в самом начале нашей деятельности, – до сих пор в отличном состоянии, – отметила Наталия.

У каждой маскировочной сети свое назначение. Поэтому, перед тем как начать плести, группе нужно учесть сразу несколько параметров.

– Сначала мы выслушиваем пожелания бойцов. Узнаем, для чего конкретно нужна сеть, чтобы понять, какого размера ее делать. К примеру, для танка нужны одни параметры, для установок и стволов – другие. Также мы обязательно должны посмотреть, как выглядит местность, чтобы подобрать материал нужного цвета, – рассказала Наталия. – Оттенки должны максимально сливаться с природой. К примеру, у нас есть сеть, которую даже на достаточно близком расстоянии не отличить от настоящей сухой травы. Наши бойцы активно используют такую масксеть на одном из направлений. На данный момент мы сделали их больше 80 штук.

Согреть теплом свечей

Еще одно направление волонтерского движения – изготовление окопных свечей. Группа очень долго экспериментировала, чтобы создать идеальную по всем параметрам свечу.

– Наши свечи вообще не коптят и отлично греют – за это бойцы ценят их больше всего. К примеру, при температуре на улице минус 7 у наших ребят получается одной свечой нагреть помещение блиндажа до плюс 12. Помимо этого, у свечей идеальный состав. Мы используем исключительно безопасные для человека ингредиенты. Например, для того чтобы свеча полностью сгорала, добавляем лампадное масло, – объяснила Наталия. – Чтобы прийти к желаемому результату, мы испытывали каждую новую партию свечей. Если нам что-то не нравилось, старались учитывать каждую мелочь: что-то добавляли в состав или, наоборот, убирали. В итоге бойцы говорят, что наши свечи спасают их и летом, и зимой.

Ни одна гуманитарная отправка не обходится без продуктовых наборов и домашней еды. В отдельных цехах феи-волонтеры готовят супы, тушенку, разливают их по отдельным банкам.

– Мы делаем для бойцов вяленое мясо, солим рыбу, капусту. Привозим ребятам сало, овощи, фрукты, воду, консервы. У нас есть четыре морозильные камеры, которые полностью забиты заготовками. Каждый раз отправляем что-то сладкое: кексы, блинчики, пирожки, – рассказала Наталия.

От иголки до экипировки

В каждой гуманитарной отправке, по словам руководителя волонтерского движения, есть все – от иголки до экипировки.

– Мы делаем для бойцов нашлемники, сухие души, вяжем носки. Отправляем в госпитали медикаменты, матрасы, постельное белье, одеяла, подушки, инвалидные коляски и другие необходимые вещи, – рассказала Наталия. – Помимо этого, мы создаем специальные жгуты, которые используют раненые солдаты. Дело в том, что очень много жгутов, которые производят на заводах, – резиновые. Зачастую они непрочные, поэтому в какой-то момент могут просто порваться. Мы пришли к тому, что лучше делать текстильные жгуты, которыми можно что-то хорошо перетянуть. Они у нас получаются довольно жесткими. Но самое главное – после них нет отторжения кожи. Солдат может сложить такой жгут и применить при необходимости. У этой вещи может быть разное назначение – жгут универсален.

Кстати, участники «Мам Бата» – это не только жители Геленджикского района. Есть и те, кто помогает за его пределами.

– Рядом с передовой живут две женщины – участницы нашего волонтерского движения. Их дома – это перевалочная база для бойцов. Там одновременно может останавливаться до 30 ребят. Бойцы приезжают туда, чтобы постирать вещи, поесть, переночевать. Конечно, в одиночку эти женщины не справились бы, поэтому наши волонтеры стараются им помочь финансово и продуктами питания. К примеру, мы купили туда стиральную и сушильную машины, тестомешалку, которые облегчают женщинам их труд и заботу о ребятах, – рассказала Наталия.

Мама сказала надеть!

Феи «Мам Бата» сами создают для бойцов экипировку. Например, сейчас большим спросом пользуются костюмы лешего и ворона.

– Для каждого бойца мы делаем индивидуальную экипировку, учитываем разные параметры. К примеру, для снайперов и разведчиков нужны различного качества костюмы, – объяснила Наталия. – Основа практически у всей экипировки единая. Мы выслушиваем пожелания бойцов и дорабатываем костюм по их запросам. Также важны личные параметры человека. Например, недавно мы делали костюм для бойца, рост которого 186 сантиметров. Наша задача состояла в том, чтобы создать экипировку, которая полностью бы его маскировала.

Для ребят, которым приходится вести бои на воде, мы разработали специальную технологию изготовления спасательных жилетов. Они помогают оставаться на плаву и не уйти под воду под тяжестью своего снаряжения.

Участницы «Мам Бата» создают для бойцов экипировку. Например, сейчас большим спросом пользуются костюмы лешего и ворона. Фото: Михаил Ступин

Также феи «Мам Бата» изготовили более 4 тысяч нашлемников. Каждый из них бережно упаковывается в специальный мешочек, а сверху этикетка «Мама сказала надеть!»

– В нашей группе каждый переживает за бойцов, как за своих сыновей, – говорит Наталия, – но хотелось, чтобы помощников в нашей стране и крае было как можно больше. Поэтому для популяризации волонтерского движения мы ведем два телеграм-канала: «Учебный класс нашлемники», где обучаем своему искусству всех новичков, и телеграм-канал «Мам Бат Геленджик», где отчитываемся о проделанной работе.

Есть в волонтерском движении и те, кто помогает, работая дома. К примеру, семья супругов Гороховых. Наталья и Станислав из Кабардинки в настоящее время делают антидроновые тенты.

– Через знакомых узнали о том, что в Геленджикском районе есть волонтерское движение, которое помогает фронту, и решили присоединиться к общему делу, – рассказала Наталья. – Работаем дома. Изготовили уже более 3 тысяч подушек, около 500 пятиточек и больше 100 лежаков. Готовим для бойцов пастилу, сушим фрукты. Мы с мужем выросли на рассказах наших отцов и дедов об ужасах Великой Отечественной войны. Поэтому сегодня не можем оставаться в стороне.

Большая семья

В «Мам Бате» трудятся в основном женщины. Но среди волонтеров есть и мужчины. Например, главного водителя зовут Александр Вальтер, ему 72 года. В группе его по-доброму называют Батей.

– Вообще я всю свою жизнь за рулем. Когда стало необходимо, сначала сам ездил к бойцам. Мне говорили, чего не хватает ребятам, и я им привозил. Однажды мне позвонила моя соседка и попросила отвезти собранные ею вещи в штаб волонтерского движения «Мам Бат». Мы все загрузили и поехали. Когда я туда приехал, то увидел, что там работают одни женщины. Оказалось, что им нужна машина и водитель. Так я здесь и остался, – рассказал Александр.

Руководитель и идейный вдохновитель волонтерского движения – Наталия Ветохина. Фото: Михаил Ступин

Волонтеры «Мам Бата» называют себя большой семьей, с которой всегда можно поделиться радостью и горем.

– Мы действительно как одна семья. Если человек хочет помолчать, он может прийти сюда и остаться наедине со своими мыслями. Его поддержат и никогда не осудят. Если хочет посмеяться, то он может поделиться своей радостью со всеми, – отметила волонтер Нина Борисланова. – В группе у каждого из нас есть свои обязанности. Все вместе мы работаем над общей победой. Нам всегда очень радостно слышать, что наши покрывала спасают жизни бойцов. Сейчас у нас есть целое помещение с цехами, а начинали мы с маленького столика, на котором и красили сети, и ели.

Волонтер Галина Мироненко присоединилась к группе «Мам Бат Геленджик» после гибели мужа. Помощь фронту для нее – это отдушина.

– Я из Донецка. Мой муж был штурмовиком, погиб в трех километрах от дома. После его гибели я долго не могла найти себе места. Как неприкаянная приехала в Геленджик. Чуть позже узнала, что здесь есть группа неравнодушных людей, которые помогают фронту, и решила присоединиться. Теперь я провожу здесь очень много времени. Конечно, у меня есть внуки, которым я тоже уделяю внимание, гуляю с ними, вожу на пляж. Но каждый раз возвращаюсь сюда, – поделилась Галина. – Помогать ребятам необходимо, чтобы мы могли жить под мирным небом, спокойно отдыхать, гулять и ничего не бояться. Мы совершаем очень большое дело. Наши покрывала жизни очень нужны ребятам. Некоторые люди спрашивают – зачем так много помогать? Но они не понимают, что многие вещи, которые мы изготавливаем и отправляем, – это расходный материал, его не бывает много и всегда не хватает. Мне бы хотелось, чтобы в Краснодарском крае и у нас в Геленджике было как можно больше волонтеров, которые бы помогали фронту.