Общество

Три неожиданные причины, которые повлияли на введение опричнины Иваном Грозным, – ересь, Дракула и Темрюк

Если спросить нейросети о связи Грозного с Дракулой, то будет сгенерировано изображение айфона на троне. Фото: Нейросеть shedevrum.ai

В советских учебниках борьба за централизованное государство называлась прогрессивным явлениям, однако в дореволюционных концепциях царские методы жестко критиковались либералами.

Столько времени прошло, а об опричнине, существовавшей в Русском государстве с 1565 по 1572 годы, до сих пор спорят историки. Не решен вопрос и о том, что (или кто) повлияли на Грозного. Мы остановимся на самых удивительных версиях.

Ересь

Самодурство Грозного культуролог Юрий Лотман объяснял влиянием манихейских сект, которые процветали в ту эпоху на Руси.

Задолго до Ивана IV персидский шах Кавад I уже испытал на практике технологию разрушительной «энергии масс». В 5 веке он, стремясь ослабить крупную аристократию и жречество, поддержал «крестьянскую революцию» Маздака. Царь одобрил передел собственности и раздачу имущества знати народным массам, а также отмену закона о традиционном браке.

Иван III, предшественник Грозного, оказывал предводителям еретических движений поддержку. Ему импонировала идея усиления самодержавия и ослабление церкви.

Ноу-хау Грозного напоминает символику классовых восстаний на Востоке, проходивших под знаменем манихейских сект. Это касается экспроприации имущества бояр и дуальное деление государства – на опричнину и земщину.

Дракула

В системе опричнины царь одновременно играл роль бога и дьявола, которого «мыслил полномочным наместником Господа в управлении грешным человечеством». Элементы сходного поведения можно видеть в легенде о Дракуле. Не случайно создателем ее русского варианта оказался сподвижник Ивана III – еретик и дипломат, думный дьяк и писатель Федор Курицын. В его взглядах также исследователи видят манихейское влияние.

Курицын в 1480 году, будучи в Валахии, создал одно из первых оригинальных произведений на древнерусском языке – «Сказание о Дракуле воеводе».

Рассказывая ο многочисленных жестокостях Влада III Дракулы, Курицын отмечал справедливость господаря, беспощадно каравшего любого преступника, невзирая на лица. Более того, автор считал единство жестокости и справедливости обязательным свойством государя.

Дракулу называли Цепешем (Колосажателем). Так вот, сажать на кол на Руси начали при Иване IV. Интересно, что находились в Европе и другие подражатели Дракуле. Например, английский граф Вустерский Джон Типтофт, за жестокость прозванный Мясником.

Темрюк

Немецкий авантюрист, опричник Генрих Штаден упоминал, что совет учредить опричнину подала Грозному его вторая жена Мария Темрюковна. Историк Николай Карамзин писал: «Княжна Черкесская, дикая нравом, жестокая душою, еще более утверждала Иоанна в злых склонностях».

Дочь правителя Кабарды принято считать персонажем, дурно повлиявшим на характер русского царя и соблазнившая его террором. Примечательно, что опричнина стартовала спустя 4 года после свадьбы Марии, а закончилась только после ее смерти.

Можно только догадываться о нравах, царивших при дворе князя Темрюка, верного союзника Грозного. Кстати, с именем правителя Кабарды связывают основание города-крепости Темрюк.