В минобразования Кубани обсудили совершенствование системы сопровождения детей с аутистическими расстройствами
26 сентября министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края состоялся межведомственный круглый стол «Совершенствование системы психолого-педагогического сопровождения детей с учетом их индивидуальных особенностей в развитии, в частности детей с расстройством аутистического спектра».
В работе круглого стола приняли участие Ольга Капралова, заместитель начальника отдела общего образования в управлении общего образования министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, Павел Снаксарев, председатель Краснодарского краевого общественного движения по защите прав и интересов инвалидов «Содружество», комиссии по доступной, комфортной и безопасной среде Совета при губернаторе Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека; Татьяна Шафоростова, главный специалист отдела общего и профессионального образования управления по образованию и науке городского округа Сочи; Лусинэ Саатчян, детский врач-психиатр, заведующий общепсихиатрическим отделением для обслуживания детского населения № 5 «Психоневрологического диспансера №3»; Белла Силиванова, педагог-психолог отделения диагностики и разработки планов социальной реабилитации «Сочинского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья», член координационного совета по работе с детьми с расстройствами аутистического спектра при губернаторе края, Надежда Потехина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы-интерната № 2 Сочи; Владимир Рябцев, руководитель ККОО ПМЦ «Православная Кубань»; Надежда Назарова, дефектолог, поведенческий аналитик, президент АНО «Центр инклюзивного развития «Включи»; Ольга Попова, директор АНО по разработке и внедрению инклюзивных проектов «Моя Планета»; Диана Губина, директор «Центра диагностики и консультирования» региона; Яна Углава, педагог-психолог, руководитель Сочинского филиала ГБУ КК «Центр диагностики и консультирования».
В ходе работы краевого круглого стола обсуждены такие вопросы как:
-
муниципальная модель образования и комплексного сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с расстройством аутистического спектра;
-
роль врача-психиатра в раннем выявлении риска расстройств аутистического спектра;
-
инновационные технологии в работе педагога-психолога с детьми раннего возраста с расстройствами аутистического спектра;
-
формирование жизненной компетенции у обучающихся с интеллектуальными нарушениями;
-
разработка и внедрение программ дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с расстройством аутистического спектра;
-
создание и развитие комплексной инклюзивной системы для особых детей, подростков и взрослых - от детского сада, школы до тренировочной квартиры. Подготовка специалистов (тьюторов) как основных драйверов развития инклюзивных проектов;
-
чтение невербальными детьми адаптированных книг. Это реальность или миф?;
-
реализация основных направлений деятельности в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с расстройством аутистического спектра в сочинском филиале.
Опыт, представленный на круглом столе, показал свою эффективность благодаря выстроенному комплексному психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра, основанному на современных подходах и интегративных моделях помощи.
По завершении работы краевого круглого стола было решено продолжить межведомственное взаимодействие между учреждениями образования, здравоохранения и социальными службами для повышения эффективности комплексного сопровождения детей с ОВЗ, усиливать подготовку и профессиональное развитие специалистов, которые играют ключевую роль в сопровождении детей с особыми образовательными потребностями.
Необходимо поддерживать инновационные проекты, направленные на адаптацию и интеграцию детей с РАС в образовательную и социальную среду, включая инициативы по разработке тренировочных квартир, проектов адаптированных книг и других образовательных технологий для невербальных детей.
Принято решение укрепить работу по разработке комплексных инклюзивных систем для всех категорий детей с особыми образовательными потребностями, привлекая к работе НКО и общественные организации, активно участвующие в развитии инклюзивных проектов.
Стоит обратить внимание на важность ранней диагностики РАС и психиатрической помощи на стадии выявления рисков, а также внедрение эффективных практик работы с семьями детей с особенностями развития.
Решено инициировать открытие на базе поликлиник и детской больницы Сочи отделений для проведения электрического эпилептического статуса сна, с целью ранней диагностики и мониторинга неврологических состояний у детей, продолжить работу по повышению доступности образовательных услуг для детей с РАС и ОВЗ, расширяя систему поддержки и инклюзии на всех уровнях образования.