Общество

Как найти гения в каждом ребенке

Гимназия № 92 сильно отличается от остальных общеобразовательных учебных заведений Краснодара. Фото: Антон Приходько

Сразу семь одиннадцатиклассников, получивших наивысшую отметку по ЕГЭ, выпустились летом 2024 года из краснодарской гимназии № 92. «Кубанские новости» узнали у учителей, подготовивших учеников-стобалльников, в чем секрет их работы и успешной сдачи экзамена у школьников.

Готовиться к ЕГЭ с 5-го класса

Гимназия № 92 сильно отличается от остальных общеобразовательных учебных заведений Краснодара. Но не только тем, что классы в параллели здесь носят не буквы, а имена литературных героев, названия звезд и планет. И даже не тем, что все дети изучают не только традиционные немецкий, английский и французский языки, но и дополнительно китайский, итальянский или испанский. Нагрузка у учеников – будь здоров. Однако это не мешает им успешно готовиться к экзаменам и ежегодно выдавать результаты на ЕГЭ в 100 баллов.

В выпуске 2024 года стобалльников оказалось аж семь человек. В Краснодарском крае больше – восемь наивысших результатов оказалось лишь в сочинской гимназии № 8.

Самое удивительное, что шесть из семи гимназистов-выпускников 2024 года получили наивысшие результаты за экзамены по русскому языку и литературе. Мария Трифонова, Александр Тимощенко и Анфиса Тамразова получили по 100 баллов по литературе, а Михаил Базалук, Ульяна Савченко и Елизавета Ильиных сдали на наивысшую отметку ЕГЭ по русскому языку. Более того, все они ученики одного учителя – Марины Евгеньевны Юровой.

На все вопросы о том, как ей удалось так хорошо подготовить ребят, преподаватель скромно улыбается и говорит, что во многом это закономерный результат их упорной работы в школе и дома. Причем не только в 10-м и 11-м классах, а начиная с 5-го.

Марина Юрова хотела получить профессию переводчика испанского языка, но в итоге много лет преподает детям русский язык и литературу.Фото: Антон Приходько

– В нашей гимназии так заведено, что учитель-предметник берет класс после окончания начальной школы и ведет к выпуску. Поэтому я не погрешу против истины, если скажу, что готовиться к ЕГЭ мы начали буквально с 5-го класса: учили правила, закрепляли знания, повторяли. Работа не останавливалась никогда. Да к тому же все мои ученики сильные, умненькие, – рассказала Марина Юрова.

Она говорит, что всегда видит в учениках только лучшие качества и искренне убеждена, что в любом классе – все дети способные. Надо лишь постараться разглядеть их таланты, помочь развить. В этом помогают не только стандартные уроки, но и диспуты, внешкольное чтение. Например, уходя на самые длинные школьные каникулы, ребята обязательно получают несколько списков произведений: обязательная программа и рекомендованная Мариной Евгеньевной литература «для души» (фантастика, детективы и пр.). Осенью, вернувшись за свои парты, они обсуждают прочитанное, оценивают книги, спорят друг с другом.

– А как иначе? Ведь в споре и рождается истина. К тому же таким образом дети учатся размышлять, строить диалоги, аргументированно представлять свою точку зрения. Все это необходимо для каждого, кто хочет стать успешным человеком, – подчеркнула Марина Юрова.

Секрет отличных оценок

За свою многолетнюю педагогическую практику Марина Юрова выработала собственную систему воспитания и образования. Она старается замотивировать ребят: объяснить, зачем надо хорошо учиться, отлично сдавать экзамены, двери каких вузов откроют высокие баллы по экзаменам.

– Если есть проблемы в знаниях или потребность в дополнительных занятиях, то мы занимаемся факультативно после уроков. Например, пишем сочинения, повторяем правила. Кстати, одна из учениц, с которой мы так занимались, недобрала на ЕГЭ всего 4 балла до наивысшей отметки, – рассказала педагог.

При этом Марина Юрова отмечает, что подготовить стобалльников по литературе сложнее, чем по русскому языку. Ведь не секрет, что современные дети очень мало читают. А без знания произведений экзамен не сдать.

Помогают просмотры фильмов, обсуждения разных экранизаций, проведение исследовательской работы по отдельным произведениям, выражениям и даже словам. Это неотъемлемая часть работы по подготовке олимпиадников, которых у Марины Евгеньевны много. И каждый такой ученик – кандидат на почетное звание стобалльника.

И все-таки никто, включая саму Марину Юрову, не мог и предполагать, что ей удастся подготовить сразу шесть стобалльников. По ее словам, она была уверена в исключительных результатах лишь у четверых учеников: Миши Базалука, Лизы Ильиных, Александра Тимощенко и Маши Трифоновой. Но то, что наивысший балл заработали еще двое ребят, – лучшая награда за качественную работу учителя.

Есть задача – надо ее решить

Седьмой стобалльник из гимназии № 92 – Глеб Алексеев получил наивысший результат по информатике. К этому званию он пришел благодаря серьезной подготовке у учителя с более чем 30-летним стажем работы – Галины Анатольевны Костенко.

По ее словам, парень всегда отличался неуемным интересом к точным наукам. С 5-го класса показывал отличный результат по математике, участвовал в олимпиадах. Класса с 7-го он начал интересоваться и заниматься информатикой. Стал постоянным участником городских, региональных и федеральных олимпиад по этому предмету.

Старания Глеба не прошли даром: за победы в олимпиадах, еще будучи учеником 11-го класса, он стал получателем Ломоносовской стипендии (ее присуждают сотрудникам, аспирантам и студентам Московского государственного университета). И Галина Анатольевна этому искренне радовалась, хотя нисколько не удивилась.

За многолетний добросовестный труд Галина Костенко ранее была награждена почетной грамотой министерства образования РФ.Фото: Антон Приходько

– Парень талантливый, все задания схватывал на лету. При этом он никогда не тратил время на разговоры, мечтания, а действовал по принципу «есть задача – надо ее решить». Помимо этого, Глеб много занимался вне уроков и черпал новую информацию из всех возможных источников. Мне очень легко было с ним работать, – отметила преподаватель.

Галина Костенко, как и ее коллега Марина Юрова, уверена, что именно наличие личного интереса, стремления стать лучшим и является главным секретом всех стобалльников и олимпиадников. Задача преподавателя состоит лишь в том, чтобы постоянно разжигать этот «огонь знаний» в детях, поддерживать правильную мотивацию. Ибо если ее нет, то рассчитывать на высокие баллы не стоит.

– Некоторые родители и школьники полагают, что ЕГЭ – это экзамен, который не показывает реальный уровень знаний учеников. Мол, можно «угадать» правильные ответы. Я с этой точкой зрения категорически не согласна. ЕГЭ по информатике – один из сложнейших экзаменов, в котором очень много элементов программирования. Без серьезных знаний его не сдать, – подчеркнула учитель.

По ее словам, поможет успешной сдаче только серьезная работа учеников в школе и дома. Причем с 5-го класса, когда они начинают изучать базовую математику. Потому что этот предмет является основой информатики.

Не зная математики, не понимая формул и принципов вычислений, качественную программу не написать. Зная это, учителя информатики всегда обращают особое внимание на юных отличников, которые с легкостью решают примеры и задачки, участвуют и побеждают в олимпиадах. У них есть все шансы в будущем стать новым Стивом Джобсом и создать программу, которая упростит жизнь людям.

Кстати, стобалльник из 92-й гимназии Глеб Алексеев уже нашел практическое применение своим знаниям и умениям. Еще в 9-м классе он написал проект по информатике о базах данных. Как он сам рассказывал, идея посетила его еще во времена карантина по коронавирусу. Мальчик систематизировал семейную фильмотеку и написал программу, которая поможет подобрать фильм для просмотра, ориентируясь на заданные параметры: какие актеры играют, жанр, возрастной ценз и так далее.

– Благодаря таким ученикам я и люблю свою работу. Больше того, я искренне считаю, что все наши дети гениальны. Просто каждый по-своему. И уроки в разных классах параллели всегда получаются разные, даже если тема одинаковая. Так что никакой рутины и скуки в школьных буднях, – сказала Галина Костенко.

Узнав, что Глеб Алексеев набрал максимальный балл на ЕГЭ по информатике, Галина Анатольевна радовалась едва ли не больше самого выпускника. Известие о его победе стало одним из самых ярких моментов в жизни педагога.

Сегодня Галина Костенко продолжает работать в гимназии, готовить учеников к олимпиадам, а может, и высшим баллам на выпускных экзаменах. Кстати, один явный кандидат на звание стобалльника у нее уже появился. Это ученик из 8-го класса Тихон Кривенко, который, хотя и не похож на Глеба Алексеева, но также любит информатику и очень ответственно относится к учебе.

– У него «хорошая» математика и может все получиться с программированием. Думаю, что он станет еще одной нашей «звездочкой». Я была бы этому искренне рада и готова стать его проводником в мир больших открытий и достижений, – сказала преподаватель.