Три персонажа «зеленой республики» в казачьем фольклоре времен Гражданской войны на Кубани – Чайкин, Воронович и Пилюк
Мало кто знает, к весне 1921-го все восточное побережье Черного моря частично контролировалось ни белыми, ни красными, а «зеленоармейцами».
Что это за третья сила, возникшая в пору военных действия на юге страны с 1918 по 1920 год, мы сегодня постараемся выяснить вместе с историком и писателем Игорем Васильевым.
Помните, в художественном фильме «Адъютант его превосходительства» была банда «зеленых» батьки Ангела. А на их тачанке – лозунг: «Бей белых пока не покраснеют. Бей красных пока не побелеют».
– Но на деле «зеленые» (часто укрывались в лесах, отсюда название) – это следствие высокого «отрицательного рейтинга» основных враждующих сторон периода Гражданской войны, – говорит Игорь Васильев. – Многие не считали ни красных, ни белых легитимной властью, осуждали террор и грабеж, разорение простых людей. В таком случае, «зеленые» могли выступать чем-то вроде местной самообороны.
Для других «зеленых» период смуты предоставил возможность самому свободно предаваться грабежу и насилию, никому не подчиняться. Среди «зеленых» было немало дезертиров и уклонистов от военной службы.
В большинстве случае в роли «зеленых» выступала та сторона конфликта, которая была вынуждена вести борьбу на определенной территории партизанскими методами. Поэтому очень часто говорят о «красно-зеленых» и «бело-зеленых».
Сегодня мы расскажем о трех наиболее видных «зеленоармейцах», действовавших на Кубани.
Чайкин
Эсер, журналист и политик Вадим Чайкин происходил из семьи воронежских мещан. За революционную деятельность неоднократно арестовывался царским правительством. До февраля 17-го был сотрудником газеты «Туркестанский голос».
В 1919-м Чайкин на свой страх и риск расследовал казнь 26-ти «бакинских комиссаров», членов Закаспийского временного правительства. Результаты собранных сведений эсер опубликовал в местных газетах, а потом в книге. Он утверждал, что бакинские комиссары были не расстреляны, а обезглавлены. (По данным эксгумации 2009 года их все же расстреляли).
В конце 1919 года Вадим Чайкин стал членом Комитета освобождения Черноморской губернии (КОЧГ). Создали «зеленую республику» эсеры и меньшевики в ходе восстания против Главнокомандующего вооруженными силами Юга России Антона Деникина. В декларации «зеленых» говорилось: «Мы вступили в борьбу с реакцией как самостоятельная третья сила – сила демократическая. Мы не сложим оружия до полной победы демократии».
В 1920-м Чайкин был арестован уже за контрреволюционную деятельность советскими властями. В 1938 году расстрелян в Медведевском лесу под Орлом.
Воронович
Ему жребий выпал прожить долгую жизнь. В 80 лет похоронен за границей, где зарабатывал на жизнь тяжким трудом на лесозаготовках.
Но в русскую революцию он строил совсем другие планы.
После ликвидации Корниловского мятежа ротмистр Воронович сложил с себя полномочия председателя Лужского совета и, получив отпуск, выехал на лечение в Сочи. Там он собирался организовать сельхозкооператив.
В 1919-м когда «белые» занимают Сочи, а «зеленые» создают КОЧГ, Вороновича избирают командующим крестьянским ополчением, которое к 20-му году вытесняет Деникина из Сочи и Туапсе.
Большинство перешедших на сторону «зеленых» были пленные красноармейцы. Коммунисты этим воспользовались, провозгласили Красную Армию Черноморья и отстранили Вороновича от командования. После проигранных сражений Воронович скрывался в горных селах. Опасаясь ареста, выехал через Грузию в Чехословакию, потом Францию и США.
Пилюк
Мусий Пилюк – личность сколь легендарная, столь и загадочная. Никто точно не знает, когда он родился и во сколько лет умер. Известно только, что был Мусий (полное имя – Моисей) выходцем станицы Елизаветинской. Служил казачьим сотником, в 1919–1920 годах был членом Кубанской краевой рады.
В конце 1919-го возглавил восстание казаков-черноморцев против Деникина. Поддержал большевиков и по их указанию в 1920-м начал борьбу с «зелеными», симпатизировавшим белым. Но союз с большевиками не заладился.
Уже через год Пилюку пришлось укрыться с семьей в труднодоступной горной местности. Здесь «товарищ Мусий» возглавил Политотдел Кубанской повстанческой армии. Он считался идеологом этой военизированной структуры.
В октябре 1921 года Пилюк арестован коммунистами и осужден. После тюремного заключения он вернулся в станицу Елизаветинскую психически больным человеком.