Общество

Населенные пункты России, ушедшие под воду – Китеж, Молога и Казанукай

В России любят строить красивые архитектурные ансамбли на берегу водоемов, в которых отражаются хозяйственные постройки и церкви. Фото: Михаил Ступин

Из огня да в полымя – известная пословица, с которой не поспоришь. По статистике, научные и фантастические эксперименты по затоплению территорий идут на фоне радикальных изменений в общественно-экономическом укладе страны.

Монголо-татарское нашествие, Великая Отечественная война и перестройка – все эти переломы эпох были следствиями или предшественниками событий, которые в народном фольклоре называют «провалищами».

Китеж

Мифический русский город, согласно преданию во время монголо-татарского нашествия ушел вместе с жителями, церквями и крепостными стенами в озеро Светлояр. Таким образом он сохранился, не доставшись чужеземной нечисти. Легенда о Китеже сохранилась в литературной обработке старообрядцев, в произведении «Книга глаголемая летописец», относящемся к 18 веку.

Легендарное озеро, укрывшее Китеж, и сейчас плещется в Нижегородской области, на территории природного парка «Воскресенское Поветлужье».

В народной традиции такие события называются провалищами, когда внезапно под воду уходит сакральное место – часовня, церковь или монастырь. А на месте провала возникает некая связь между двумя мирами.

По мотивам такой легенды в 1907 году Николай Римский-Корсаков написал гениальную оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Молога

Русской Атлантидой называют затопленный город в Ярославской области. В летописях этот древнерусский город в первый раз встречается в 1149 году, когда великий князь Киевский Изяслав Мстиславич, воюя с Юрием Долгоруким, князем Суздальским и Ростовским, «сжег все села по Волге до самой Мологи».

Затоплен «новый Китеж» был в 1930-е годы при строительстве Рыбинского водохранилища.

Осенью 1936-го горожанам сообщили о переселении. Местные власти торопились, но эвакуация продлилась четыре года. Лишь к началу Великой Отечественной войны город опустел, а все постройки были перенесены или разрушены. Полностью затоплена Молога в 1946 году.

Большую часть горожан – около 7 тысяч человек – расселили в поселке Слип (Новой Мологе). С 1972 года каждую вторую субботу августа мологжане собираются в Рыбинске, чтобы почтить память своего ушедшего под воду города.

Казанукай

В связи со строительством Краснодарского водохранилища осенью 1972 года большинство жителей адыгейского аула Старый Казанукай покинули свои родные места и переселились в другие населенные пункты Теучежского района Адыгеи. Одним из жителей этого населенного пункта был писатель Сафер Панеш. В 2013 году он напишет в местной прессе проникнутую болью статью, которую сейчас невозможно найти в интернете, – «Последняя весна родного аула».

Если посмотреть на карту, то аул Казанукай находится почти в самом центре Краснодарского водохранилища: по одну сторону расположен сейчас хутор Ленина, по другой берег – аул Гатлукай.

Казанукай оказался в числе дюжины затопленных аулов и поселков. На территории в 35 тысяч гектаров находилось 46 кладбищ, пять братских могил, 16 тысяч гектаров леса, который пришлось вырубить на корню. Потребовалось переселить почти 13 тысяч человек, что заняло почти два года.

Большинство несчастных поселились в поселке Адыгейском, позже ставшем городом Теучежском (сегодня это город Адыгейск), и Тлюстенхабле.