Общество

Патриотические слэшеры советского кинематографа – «Белое солнце пустыни», «…А зори здесь тихие» и «Огненные версты»

Один из самых жутких кадров – русский солдат Сухов поит из походного чайника закопанного по самую шею в горячем песке басмача Саида. Фото: Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

Наши режиссеры и сейчас, и раньше – всегда держали нос по ветру, следуя за мировыми трендами. И остросюжетных жанров это тоже касается.

Если на Западе слэшеры – это разновидность ужасов с элементами мистики, то в Советском Союзе сюжеты фильмов такого рода развивались преимущественно на фоне Великой Отечественной войны и революции.

Таких кинокартин в СССР было немного. С трудом можно вспомнить три примера. Со слэшерами их объединяет узнаваемый прием – «отсчет тел», когда в процессе развития сюжета постоянно кто-то погибает.

Гарем

В 1969 году на экраны вышел историко-революционный фильм Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни», который не сразу стал культовым. Поначалу зрители его встретили с недоумением. Было, отчего растеряться, ведь даже сейчас критики спорят о жанровой принадлежности кинокартины.

Безусловно, режиссер делал свою работу по шаблонам вестерна. И, тем не менее, фильм таит еще немало сюрпризов. Одна из неожиданностей – элементы слэшера.

Сценаристами придуман интересный сквозной спецэффект – гарем восточных женщин, которые прячут свои лица. Их сопровождает товарищ Сухов. Под опеку красноармейца попадает девять жен басмача Абдуллы. Бандит собрался скрыться за границей, а женщины – большая обуза. Поэтому Абдулла пытается убить своих жен. С двумя он уже успел расправиться.

По ходу фильма, не смотря на заботу Сухова, гарем тает на глазах.

Зенитчицы

«…А зори здесь тихие» – советский двухсерийный художественный фильм, снятый Станиславом Ростоцким в 1972 году по гениальной повести Бориса Васильева. Действия происходят в годы Великой Отечественной войны.

Как ни странно, прием слэшера в этой кинокартине перекликается с предыдущим примером.

Мечта коменданта разъезда Кировской железной дороги, старшины Федота Васкова наконец-то сбылась. Он получил в подчинение абсолютно трезвых подопечных. Но вот незадача: все его зенитчицы – юные особы, многие из которых подались в добровольцы сразу после школы.

Как в слэшере, пять девушек гибнут одна за другой на протяжении всего фильма. Старшина старается их уберечь, но все тщетно. В живых остается только сам Васков. Раненый и морально надломленный, он, тем не менее, захватывает в плен фашистов-диверсантов во главе с командиром.

А после войны Васков усыновляет сына одной из погибших девушек.

Тачанка

«Огненные версты» – еще один своеобразный слэшер советского образца. Полнометражный цветной фильм был снят режиссером Самсоном Самсоновым в 1957 году.

Разные люди объединяются в группу, чтобы пересечь линию фронта. У каждого свои цели, но им позарез нужно в город, любой ценой. Чекист, доктор, девушка-санитарка, актер императорского театра и подозрительный солдат, выдающий себя за ветеринара, – все садятся в одну тачанку. На ней они должны проехать смертельные версты, через плавни и степь.

После ночлежки на хуторе начинается «отсчет тел». Ветеринар оказывается белым полковником, он убивает юного кучера тачанки. А саму компанию начинают преследовать белоказаки. Погибает актер, смертельно ранят доктора. Уже в городе агент ЧК выслеживает и убивает «ветеринара». В финале чекист находит в госпитале санитарку и обнимает ее.