Общество

Магия звука – «поющая плита» в Белой Глине, мегафоны древних майя и голосовые ловушки инков

Та самая «поющая плита» перед входом в Белоглинский историко-краеведческий музей. Фото: Михаил Ступин

Современные архитекторы знают, что такое резонирующие сооружения и звукопоглотители, но сенсационные находки последних лет заставляют нас думать, что древние мастера знали чуть больше коллег из новейшей истории.

Плита

Во дворе Белоглинского историко-краеведческого музея (улица Красная, 109) лежит довольно большой артефакт, в палисаднике рядом с несколькими старинными мельничными жерновами. Плита довольно неприметная и сразу вряд ли обратишь на нее внимание.

Но если постучать по плите костяшкой пальца, камень начинает резонировать, и каждый стук отдается гулким эхом. Очень странное ощущение.

Есть версия, что «поющая плита» – это надгробье, которое находилось на одном из курганов.

Загадочная находка была раскопана случайно, в полях местного хозяйства, когда шла посевная. Обнаружил ее корреспондент районной газеты Анатолий Караченцев. У него была мечта – познакомить всех жителей Кубани с чудесной вещицей. Желание энтузиаста исполнилось только после смерти журналиста. Его родной брат Сергей привез в дар этот артефакт Белоглинскому музею.

О самой плите мало что известно, – из какого материала сделана, каким веком датируется? Но самое главное – откуда такой резонирующий эффект? Специально это сделано неизвестными мастерами давно минувших дней или все получилось случайно?

Между тем, аналогичные находки резонирующих панелей в других частях света оставляют мало сомнений, что древние мастера знали толк в акустике.

Паленке

Руины некогда величественного города древних майя уже с 18 века начали посещать туристы. Развалины 3–8 веков сохранились на северо-востоке мексиканского штата Чьяпас.

Группа археологов из Национального автономного университета в Мехико установили, что северная группа храмов и площадей древнего Паленке выступала в роли гигантского усилителя звука. Артисты либо жрецы могли находиться в особых комнатах или на крышах храмов, а их речи и музыка были отлично слышны на всюй округу.

Усилителями могли быть сами здания. Вероятно, их акустика улучшалась при помощи штукатурки. Исследования показали, что состав материала, которым покрывали стены и потолок, менял показатели отражения и поглощения звука.

Анды

В 2022 году археологи обнаружили комплекс скрытых проходов и галерей в глубине древнего храмового комплекса Чавин-де-Уантар (расположен на высоте 3,2 тысяч метра над уровнем моря в 250 километрах к северу от Лимы) на территории Древнего Перу. Этим постройкам в Андах около 3000 лет.

Лабиринт предназначался, как догадываются ученые, не только, чтобы дезориентировать человека, но и для усиления звука.

При раскопках было замечено, что сложное каменное сооружение проделывает со звуками и человеческим голосом странные акустические фокусы. В некоторых местах лабиринта звук от стен отражается очень быстро, и, кажется, что эхо идет сразу со всех сторон.

По мнению исследователей, комплекс с резонирующими панелями служил для осуществления обрядов инициации.