Артем Гаврилов: «Курорты Краснодарского края готовы обучать сервису и гостеприимству молодежь из новых территорий»
Насколько силен кадровый голод на главном курорте страны, как готовят специалистов для детского отдыха и индустрии гостеприимства и сколько реально может заработать студент за лето – в специальном интервью председателя Ассоциации детских лагерей и здравниц Краснодарского края, руководителя проекта кадровой школы «ПРОдвижение» Артема Гаврилова.
Проблемы роста
– Артем Вадимович, два года назад, когда только стартовала кадровая школа «ПРОдвижение», мы с вами говорили о том, что на курортах Краснодарского края огромная кадровая потребность – как в детских лагерях, так и в средствах размещения. Удалось ли эту ситуацию выправить?
– Когда мы начинали проект, была очень живая боль того, что наш студент вообще нигде не хочет работать, и это чревато тем, что через время мы столкнемся с тотальным отсутствием собственных кадров и будем работать только на «привозных» сотрудниках. В этой части ситуация изменилась: мы видим, что ребята способные, талантливые, яркие. Им просто нужно создавать условия. Наверное, это была самая главная задача проекта – сделать так, чтобы студент захотел работать на курортах. Не просто «приезжайте за зарплатой», а приезжайте командой, приезжайте все вместе, приезжайте в составе большого проекта. Это действительно сработало. За три года через проект уже прошло около 7 тысяч ребят, и около 70 процентов из них по итогу были трудоустроены в детские лагеря или средства размещения в Краснодарском крае.
Но есть другая проблема: объектов становится все больше и сама потребность становится все больше. Планы региона по развитию курортной сферы тоже становятся все масштабнее: это касается и новых средств размещения, и таких мегапроектов, как Новая Анапа. По средним подсчетам, к 2032 году в отрасли появится более 50 тысяч новых рабочих мест!
Да, кадровая школа масштабируется, за эти годы проект вырос. Если в 2022 году, когда мы начинали, у нас было 1500 ребят, из которых тысячу мы привезли на очное обучение, то сейчас за год их 3 тысячи, из которых полторы тысячи проходят очное обучение в Анапе. Но в масштабах растущих потребностей это – капля в море. Для того чтобы закрыть потребность полностью, нам нужно увеличиваться буквально по экспоненте.
Это здорово зажигает
– Что вообще представляет собой кадровая школа?
– По сути это комплексная подготовка студентов к работе в индустрии гостеприимства: онлайн-обучение, потом масштабный выездной семинар, затем трудоустройство.
Мы стремимся, чтобы проект был все-таки очно-заочным. На какие-то ключевые события приезжаем всей командой. К примеру, старт проекта в январе–феврале всегда стараемся провести очно. Приезжают ребята, выросшие в проекте, которые напрямую могут ответить на любые вопросы. После открытия студенты регистрируются на платформе, где выбирают свое направление – сервис или вожатство.
Дальше начинается онлайн-обучение, которое мы принципиально строим по принципу «равный – равному»: блоки занятий ведут молодые ребята, которые сами когда-то прошли это обучение. В заочной части 15 видеоуроков, обучение разделено на блоки, каждый из которых завершается тестом для оценки промежуточных знаний. Завершающим этапом является итоговый тест: он позволяет нам объективно оценить степень освоения материала каждым участником. Это не просто формальность: успешное прохождение зачета позволяет нам подобрать и рекомендовать лучших студентов для работы в престижных здравницах и отелях.
Даже в период онлайн-обучения мы не дистанцируемся от участников – в течение полугода обязательно приезжаем на несколько очных занятий, чтобы проработать какую-то практику.
У нас есть парень, руководитель направления сервиса, который так увлечен темой сервировки, что на очные занятия привозит свои коллекционные бокалы, чтобы наглядно показывать, как работает сервировка. При том, что эти бокалы по ценнику – как несколько его зарплат, но он возит их на каждый семинар. Такая влюбленность в свое дело здорово зажигает участников.
– А каких студентов больше – из вузов или из среднего звена?
– На самом деле этот проект открыл мне глаза: я ведь никогда не учился в колледже или техникуме и думал, что именно в вузах сосредоточено все и вся. Но оказалось, что ребят в средне-специальных учебных заведениях больше, они едут более массово, у них более конкретное представление о работе. Мы как-то привезли студентов на классную современную кухню, показать, что как работает. И они сказали, что у них в их среднем специальном учебном заведении, мягко говоря, не хуже, а некоторые виды оборудования даже на порядок мощнее. Ребята в колледжах и техникумах получают очень конкретные качественные навыки. И в части той работы, которую мы предлагаем, они часто оказываются более конкурентоспособны, потому что они ее знают и понимают.
Сейчас у нас в проекте действительно больше ребят из средних специальных учебных заведений, и мы были приятно поражены качеством их подготовки.
Путь успеха
– Следите за судьбой выпускников прошлых лет? Чем они сейчас занимаются?
– Истории успеха наших ребят – это наша большая гордость. Сегодня весь руководящий состав проекта – организаторы на всех этапах, кураторы направлений – это все выпускники кадровой школы. На одном из недавних совещаний представитель кубанского вуза благодарил нас за то, что мы взяли большое количество их ребят после выпуска в команду работать. То есть это уже не сезонная работа, а постоянное трудоустройство с очень конкурентной зарплатой.
Самое главное – что проект сейчас работает круглогодично. Он живой, настоящий, он действительно притягивает активную молодежь. Мы с самого начала говорили, что «ПРОдвижение» – это не только обучение по направлениям «вожатство» и «сервис», это создание комьюнити ярких, вовлеченных ребят. Понятно, что работа, о которой мы сейчас говорим, скорее всего, станет для человека только периодом в жизни: поработал вожатым, поработал в сервисе… И мы хотим, чтобы вот этот опыт – он по-настоящему пригодился, и дальше студент вовлекался уже в молодежную политику, в поддержку региона, в развитие Краснодарского края, не важно в какой конкретно сфере. Проект уже проявляет себя за рамками своей прямой деятельности.
– Что касается работы и дальнейшего трудоустройства, на какую реальную зарплату может рассчитывать студент после обучения в кадровой школе?
– Порядок цен разный. К примеру, сотрудник клининговой службы может получать 3–3,5 тысячи рублей за выход. Если пересчитать в дни – не у каждого руководителя получается в месяц такая зарплата. Почему? Потому что этого персонала сейчас настолько мало, что ты либо платишь такие деньги, либо – иди убирай сам.
Конечно, такая зарплата не везде. Аниматоры, вожатые могут получать от МРОТа до 40 тысяч в месяц – в зависимости от организации. Но тут есть нюанс: если ты получаешь 3,5 тысячи в день, то остальные свои вопросы решаешь сам: проживание, питание и т. д. Это, кстати, становится болевой точкой для крупных отелей в наших курортных городах: даже при очень конкурентной зарплате у них нет возможности размещать своих сотрудников. А аренда жилья в том же Сочи, к примеру, в сезон стоит очень дорого.
На меньшей зарплате, особенно если речь идет про детские лагеря, работодатель «закрывает» вопросы проживания, питания, логистики… Если все это сложить, получается довольно достойный объем зарплаты.
Добрая история
– Что изменилось в кадровой школе за прошедшие три года?
– По форме проект остается прежним, но мы очень многое меняем внутри этой формы, потому что огромное количество процессов требуют донастройки.
Когда у тебя полторы тысячи студентов, управлять ими невозможно – это такой прекрасный хаос. Чтобы эти полторы тысячи молодых людей были в каком-то управляемом состоянии, нужно еще около 100 кураторов, которые будут постоянно находиться внутри проекта и работать с ребятами.
Постоянно эволюционирует организация процесса: отправка на стажировки и практики, возможность досрочных сессий, логистика. Когда работаешь с таким количеством участников, это неизбежно сложные вопросы. Большой сдвиг произошел в работе с образовательными организациями – в части их места и роли в этом процессе, но работы остается еще очень много.
Серьезным шагом к решению этого вопроса стало совещание с министром просвещения Российской Федерации Сергеем Кравцовым, на котором он обозначил позицию Федерации по практике и досрочным сессиям. Долгое время это была большая боль для всей курортной индустрии: в июне было просто некому работать. Студенты появлялись на рабочих местах только в середине июля, когда закрыты все вопросы с обучением. Теперь, когда мы получили «зеленый свет» от федерального министерства, думаю, эта ситуация изменится.
– Что нового планируется в будущем потоке кадровой школы? Будут ли какие-то новшества в сезоне-2025?
– Очень важная идея, к которой мы подошли за этот год, это необходимость вовлечения в проект тех ребят, которые рассматривают для себя Краснодарский край как место притяжения.
В следующем году мы рассчитываем привлечь в кадровую школу молодежь из новых территорий. Для меня это определенный рубикон – проект вырастает за рамки только краевого и становится уже межрегиональным. Есть серьезная заинтересованность со стороны всех участников процесса. И, конечно, для нас важен результат, причем для каждой из сторон. Мы надеемся стать первооткрывателями в части взаимодействия с молодежью четырех новых субъектов.
– Как возникла идея интегрировать в проект ребят из новых территорий?
– Изначально мы заручились поддержкой нашего курирующего вице-губернатора Александра Руппеля: он лично вовлечен в проект на протяжении всех трех лет, не пропускает ни одного выездного семинара.
Дальше началась проработка деталей, и все складывалось так удачно, что тут вообще начинаешь верить в провидение. Так сложилось, что часть нашей команды работает в Крыму с 2014 года. Ребята выросли в Крымской весне, повзрослели в истории становления этого региона. И последние два года работали в новых территориях, проводя различные молодежные и культурные мероприятия. Не абстрактно, а буквально на своем опыте рассказывая, как они себя построили, как стали полноценными личностями в регионе и стране, используя возможности, которые они получили. Эти ребята стали для нас «проводниками», благодаря которым удалось провести встречи с профильными министрами и обсудить вопросы сотрудничества. По сути, без долгой официальной переписки мы получили реальных лиц, принимающих решения в каждом субъекте.
И тут самое интересное: мы приезжаем на встречу в администрацию, рассказываем про наш проект и буквально на полуслове получаем: «Вы попали в один из наших самых острых вопросов!» Сейчас по понятным причинам у них не работают детские лагеря, они направляют своих детей на отдых и оздоровление в другие субъекты России. Когда придет время организовывать отдых и оздоровление детей уже у себя на территории, кто-то должен будет этим заниматься, а для этого нужны компетенции и опыт. Которых сейчас им просто негде получить.
У нас в рамках кадровой школы ребята смогут получить практику и реальный опыт работы в средствах размещения и детских здравницах. Получить практические кейсы от топовых спикеров в индустрии гостеприимства. И когда станет задача организовать систему детского отдыха и оздоровления у себя на местах, создать собственную концепцию гостеприимства (а это непременно случится), они станут кадровой основой для этого нового направления деятельности.
Что еще очень важно, это будет перемешивание с той молодежью, которая уже не первый год работает в проекте. Ребята напрямую смогут пообщаться со своими сверстниками, задать им любые вопросы. Напитаться настоящим патриотизмом – живым, деятельным. Влиться в классный межрегиональный проект, почувствовать себя действительно частью большой страны. Это очень глобальная история, она про что-то очень доброе и светлое.