Общество

Стрелы Амура, античная улыбка и греческий нос – откуда все взялось?

Гегель считал, что «греческий профиль» максимально лишен звериных черт и, в частности, рельефных надбровных дуг. Фото: Нейросеть shedevrum.ai

Странные каноны красоты были у этих древних жителей, казалось бы, вполне цивилизованных государств до Рождества Христова.

Ученые до сих пор не могут ответить на вопросы, которые возникают у посетителей музея на протяжении нескольких веков. Помните, как в сказке? Бабушка, бабушка, а почему у тебя такой большой нос?..

Давайте попытаемся пролить свет на некоторые тайны античного искусства.

Амур

В массовой культуре сложился образ Амура в виде игривого ребенка с крылышками, который пускает стрелы в наивных влюбленных. Картины Рафаэля, Рубенса и художников «галантного века» иллюстрируют именно этот миф.

Но изначально у греков Амрур (другие имена – Эрот и Купидон) считался древнейшим из богов, порождением Хаоса и богини Ночи. Критяне перед битвой приносили человеческую жертву Амуру.

В 2008 году биолог Рональд Чейз из Университета Макгилла предположил, что миф о Купидоне и его стрелах основан на наблюдениях за садовой улиткой. Греков видимо столь удивило необычное поведение брюхоногих моллюсков, что они сочинили об этом миф.

Дело в том, что в период брачных игр из ротовой полости улиток вырастают жесткие известковые наросты – гипсобелумы. Эти специфические органы напоминают острые копья или метательные дротики с зазубринами. Процесс их формирования и практическая ценность остается загадкой.

Улыбка

Исследователям искусства известен странный прием древних скульпторов и художников Египта и Греции, а также некоторых других государств (Этрурии, Бенина, Кореи), начиная с 6 века до нашей эры. Специфическая и не всегда уместная улыбка на лицах героев стала элементом архаического стиля. Наверное, многие видели очень старые изображения мифов. Например, Персей убивающий Медузу Горгону. Понятно (хотя и не совсем этично), что Персей при этом остается весьма доволен… Но почему улыбается Горгона?

Вопрос не так прост.

Одно из предположений – улыбка раньше являлась атрибутом принадлежности к высокому положению во властной иерархии. Греки называли аристократов гелионтами (буквально «улыбающимися»). Простолюдинам в присутствии знати улыбаться запрещалось.

Возможно, этим можно как-то объяснить загадку Джоконды с гениальной картины Леонардо да Винчи. Вкрадчивая улыбка Моны Лизы – это своеобразный маркер благородства, типа нимба, ореола или фарна (лучей славы).

Нос

Греческий профиль – особое восприятие красоты человеческого лица. Специфика приема в том, что древние скульптуры эллинов лишены переносицы. Линия профиля идет ото лба по прямой. Эффект дополняется тяжелым подбородком (как у актрисы Дрю Бэрримор).

На самом деле, людей с такой изюминкой во внешности практически не встретишь, в том числе и среди современных греков (за исключением, правда, артиста Сакиса Руваса и певца Димоса Анастасиадиса). Боле того, сегодня нам кажется такая эстетика чрезмерно деформативной, как лебединые шеи каренских женщин Мьянмы, искусственно вытянутые черепа инков или оттопыренная нижняя губа у африканских нилоток мурси.

Гегель считал, что «греческий профиль» максимально лишен звериных черт и, в частности, рельефных надбровных дуг.

Интересно, что аналогичные каноны красоты существовали у майя Мексики. Чтобы добиться идеального профиля, индейцы подвергали своих новорожденных сложной процедуре, туго привязывая дощечки к еще мягкому черепу. Тогда лицо становилось плоским, а нос образовывал со лбом прямую линию.

Возможно, такие ритуалы существовали в архаическую эпоху на заре античной цивилизации.