Общество

Почему среди казаков много долгожителей – четыре удивительные истории о Петре Калнышевском, Якове Жигалине, Викторе Пороснове и Алексее Нестеренко

В коллективах выживания статус пожилых людей часто особенно высок. Фото: Нейросеть shedevrum.ai

В конце 19 века средняя продолжительность жизни в Российской империи была 32 года, а по прогнозам Росстата, этот показатель в 2024 году составит 73 года. Но и тогда, и сейчас находились те, кто преодолевал столетний рубеж.

На значительной территории европейской России уважение к старикам ослабевало с утерей ими здоровья и физической силы. Но так было не везде. Исключение – казачьи общества Урала, Дона, Кубани, отдельных сибирских областей, а также ячейки старообрядцев.

Высокий статус старцев обусловлен традициями, связанными еще с периодом ранних братств. Немаловажная роль и в том, что в казачьих краях никогда не было крепостного права.

Давайте посмотрим на конкретных примерах, какие они, казаки-долгожители?

Калнышевский

Святой праведный Петр Многострадальный родился в 1691 году в Полтавской губернии. Петр Калнышевский был последним кошевым атаманом Запорожской Сечи. В возрасте 112 лет скончался в ссылке монахом Соловецкого монастыря.

Ушел на Сечь в 8-летнем возрасте, встретив в поле запорожцев, когда пас скот. Принимал активное участие в русско-турецких войнах, отличился при взятии Очакова. За 10 лет его кошевого атаманства в Запорожье появилось 45 новых сел и 4000 хуторов. Петр Иванович финансировал строительство Троицкого собора в Самаре, был меценатом и ктитором.

В 1770-м Екатерина II наградила атамана нашейной именной золотой медалью. Но Кючук-Кайнарджийский мир с Турцией позволил императрице ликвидировать Запорожскую Сечь. Решение Калнышевского сдаться на милость матушке-императрице позволило не только сберечь жизни, но также дало возможность в будущем возродить казачество на Кубани.

Александр I помиловал Калнышевского за два года до его смерти. Но ссыльный атаман, ослепший в своей келье, не захотел покидать застенок, к которым уже привык.

Жигалин

Яков Павлович родился при Александре III, а умер в год Московской Олимпиады, когда ему было 90 лет.

Забайкальский казак Яков Жигалин был жаден до знаний. Экстерном сдал экзамен на звание народного учителя и в 1917-м окончил Иркутское пехотное училище. Сражался в Первую мировую войну на Кавказском фронте, потом громил в Забайкалье банды Григория Семенова, партизанил на Алтае.

Позднее – член РВС Амурского фронта, член Учредительного собрания Дальневосточной республики. С 1922 года работал в Центросоюзе РСФСР. В 1947-м был награжден орденом Ленина, написал мемуары «Партизанские отряды занимали города».

Пороснов

В августе 2024 года, одному из самых старых казаков Апшеронского городского казачьего общества исполнилось 87 лет. Долгожителя Виктора Пороснова, который стоял у истоков казачьего движения в начале 90-х годов, а ныне является членом Совета стариков, навестили школьники и представители муниципалитета.

Виктор Павлович, несмотря на преклонный возраст и перенесенную операцию на глаза, бодр и обладает крепким рукопожатием.

Нестеренко

В марте 2019 года Алексею Харитоновичу исполнилось 95 лет. Он родился на Ставрополье, в семье, где все предки были казаками.

Алексей Нестеренко ушел на фронт в 1942-м, зачислен в кавалеристский казачий полк. Под Харьковом попал в плен, был оклеветан и приговорен после освобождения к 10 годам лагерей. Отбывал срок за Полярным кругом, а после амнистии в неполные 30 начал жить заново.

Создал семью, вырастили трех дочерей. Одна из них переманила всю семью в Томск, где жил ее избранник. Секрет долголетия прост, уверен казак Нестеренко. Надо быть добрым, не переставать трудиться и быть в ладу со своей совестью и с Богом.

Казаки служили государству. Но жили за счет собственной самоорганизации, основанной на сетях коллективов выживания. Кормили и содержали они себя сами, сами поддерживали порядок внутри общин. В таких условиях статус пожилых людей часто особенно высок. Потому что именно они оказываются на вершине общественной иерархии. Так же у них был необходимый обществу опыт. В условиях традиционного общества, когда перемены происходят медленно, а жизнь внуков подобна жизни дедов опыт стариков имел особую ценность.
Игорь Васильев, историк, писатель