Реанимация для большой поганки: как «КН» спасали птиц после разлива мазута
Отправляясь на съемку репортажа о работе волонтеров на анапских пляжах, мы и представить себе не могли, что через несколько часов сами станем волонтерами.
Невозможно остаться в стороне
Побережье Анапского и Темрюкского района за последнюю неделю сплотило тысячи неравнодушных людей. Днем и ночью сюда приезжают волонтеры не только с Кубани, но и из соседних регионов. Истинные масштабы экологической катастрофы после крушения двух танкеров в Керченском проливе пока не решаются озвучивать даже специалисты-экологи, но уже сейчас всем понятно: спасать природу надо всем миром и делать это очень быстро.
Отправляясь на съемку репортажа о работе волонтеров на анапских пляжах, мы и представить себе не могли, что через несколько часов и сами станем волонтерами. По-другому, наверное, и быть не могло: желание помогать и быть чем-то полезным там просто сконцентрировано в воздухе. Люди охотно делились с нами своими историями, начиная их почти одинаково: «Ну это же наша Родина, наша земля, как можно остаться в стороне?»
Отработав несколько часов на пляже станицы Благовещенской, мы уже собирались ехать на следующую точку. Но в чате одной из волонтерских групп, где состоит наш водитель Константин и его друзья-джиперы, появилось сообщение: «На пляже «Югры» две птицы, кто сможет забрать и отвезти в Витязево?» Сотни птиц, плавающих в прибрежных водах, получили отравление мазутом – они не только оказались обмазанными с ног до головы, но и наелись нефтепродуктов, пытаясь очиститься клювом. Конечно, мы написали: «Едем!», ведь от нас птицы были всего в паре километров.
Охранник базы отдыха, который открыл калитку, смущенно развел руками: «Только ловить будете сами, они все время улетают в море, не даются в руки». Птицы, и правда, при нашем приближении заковыляли в сторону воды и отплыли от берега. Но если у одной из них дела обстояли получше, то вторая даже не могла взмахнуть крыльями и через несколько минут вновь оказалась на берегу. Она явно не хотела, чтоб ей причиняли добро, но вскоре устала и перестала убегать. Спасательная операция увенчалась успехом, и пострадавшая оказалась надежно закрытой в картонной коробке. На всякий случай мы купили несколько бутылок моющих средств и отправились в пункт помощи птицам в Витязево, где уже несколько суток подряд отмывали и лечили пернатых.
Спасти за полчаса
Желающих помочь и здесь было очень много. Каждую минуту к волонтерскому пункту подъезжают машины, которые не только привозят хвостатых пациентов, но и выгружают какие-то необходимые для работы вещи – медикаменты, абсорбенты, моющие средства, замороженную рыбу для кормления. Один из координаторов пункта Евгений Витишко признался: даже не ожидали, что грузы будут поступать в таком объеме. Муки и крахмала, в которых птиц обваливают перед помывкой, привезли сразу несколько тонн!
На каждую из птиц сотрудники Охотнадзора составляют акт – где поймали, в каком состоянии. А затем пациентку передают в руки медиков. Любопытных и зевак в помещение стараются не пускать: очень тесно, шумно, работать трудно. Но для журналистов «КН» сделали исключение – мы очень хотели убедиться, что с нашей подопечной будет все хорошо.
Волонтер Яна Бахотская аккуратно вычищает салфеткой горло привезенной нами птице, которая оказалась большой поганкой из семейства поганковых (и за что только так назвали этих грациозных красавиц с белой грудкой?!) и объясняет:
– Главное сейчас – провести интоксикацию, каждые два часа вливать в клюв порцию сорбента, закапать глаза обезболивающим и дать специальный препарат для работы печени. Конечно, лучше это делать квалифицированным специалистам. Если люди дома начнут мыть птиц сами, а потом, наигравшись, выпускать на волю, они погибнут. Птицы должны обязательно быть под присмотром орнитологов, пока не пройдут линьку. Первые спасенные уже уехали из Анапы в Ставрополь, в реабилитационный центр для диких животных.
Яна не ветеринар, а «человеческий» медик, фельдшер. Работает в детской больнице города Канска Красноярского края. В Краснодар приезжала отдыхать, но, услышав о трагедии, не смогла остаться в стороне.
– Самолет мой сегодня улетел, – грустно улыбается она. – Но я останусь здесь до самого конца, пока будет необходима моя помощь.
На коробках с птицами, которых после оказания первой помощи отправляют в здание через дорогу, на мойку, порядковые номера. И только на нашей коробке надпись: «Кубанские новости». «Под этим именем и будем лечить! – смеются волонтеры. – Да не переживайте! Выживет точно! Смотрите, какая бодрая! Вы успели вовремя!»
Не просто контент
Мы отправляемся продолжать съемку, впереди – центральный пляж Анапы. А пока едем, наш водитель, который успел познакомиться со многими волонтерами, рассказывает: ребятам срочно нужна большая бочка, в которую сливают отработанную воду и потом увозят на утилизацию. И кипятильников не хватает, чтоб подогревать чистую воду.
Сотрудники редакции «КН», которые в Краснодаре внимательно следят за нашими приключениями и публикуют видеоролики в соцсетях, решают тоже поучаствовать в спасении пернатых. Буквально через полчаса съемочной группе приходят собранные деньги: «Покупайте все, что нужно!» Хватило не только на бочку и кипятильники, но и на кучу товаров из аптеки: багажник машины заполнили десятками упаковок пеленок и флаконами с абсорбентом. Решаем, что все завезем в пункт помощи на обратном пути, после съемок.
Но пока мы работаем на анапском пляже, в волонтерской группе появляется еще одно сообщение: «Возле дельфинария одна птица, кто заберет и отвезет?» Ну почему не забрать, если мы рядом? Срочно находим еще одну картонную коробку и едем за очередной поганкой. Она очень испугана и всю дорогу протяжно громко кричит.
В пункте помощи птицам нас встречают улыбками: «Кубанские новости», это опять вы?!» И признаются: за три дня здесь побывало немало блогеров и журналистов. Но мы первые, кто не просто снимает контент, но и активно помогает.
После оказания первой помощи нашу вторую подопечную несут на мойку, где находиться можно только в респираторах высокой степени защиты: запах нефтепродуктов тут стоит очень насыщенный. Волонтеры Кристина и Аня, с ног до головы испачканные в муке и мазуте, объясняют: «Можете не ждать, мыть вашу поганку будем не меньше часа, процесс долгий». Посторонних не пускают. Журналистов тоже. Но, увидев наши молящие глаза, делают исключение: фотограф на пару минут заходит, чтобы сделать несколько кадров.
Птица наша тем временем пытается стукнуть длинным клювом всех, кто оказывается рядом. «Такая активная, тоже явно выживет!» – уверяют волонтеры. Ну что ж, две спасенные маленькие жизни – уже неплохой результат командировки.