Общество

Восстановлению подлежит: история особенного человека Тимофея Морозова

Тимофей Морозов Фото: Станислав Павлов

Два года назад спасатель из Сочи Тимофей Морозов получил травму шейных позвонков и оказался прикован к инвалидному креслу. Несмотря на это, он не отчаивается и верит в чудо.

С Дашей Петренко мы встретились в Сириусе, около дома Тимофея, брата ее мужа. Вместе с этой улыбчивой девушкой заходим в подъезд.

– Тимоша живет на первом этаже, это удобно для передвижения на коляске. Но здесь, при выезде на крыльцо, высокий перепад, тяжело выкатываться, коляска не может переехать, застревает, – показывает пальцем Дарья. – Ребята смастерили небольшой деревянный пандус, доска лежит, вроде никому не мешает, но кто-то из соседей постоянно ее убирает. Поэтому, чтобы выехать на улицу, приходится ее искать. Мы уже обращались с жалобой в управляющую компанию дома, там пока не отреагировали.

В остальном же в квартире у Тимофея все устроено для его удобства. Подключен голосовой помощник Алиса, который управляет светом в квартире, под рукой всегда телефон и пульт от телевизора.

Неудачно нырнул

Тимофею 31 год. В 2014 году он приехал из Ростовской области в Сочи, работать на Олимпийских играх. Устроился горным спасателем в Красную Поляну, где уже трудился его отец Андрей Иванович. Вдвоем Морозовы участвовали во многих спасательных работах, помогали людям. В августе 2022 года Тимофей поехал с друзьями отдохнуть на речку. Неудачно нырнул и получил травму. Очнулся уже в больнице с диагнозом «перелом трех шейных позвонков, ушиб спинного мозга тяжелой степени». В больнице врачи давали Тимофею всего несколько процентов, что он доживет до утра.

– Прогнозы были не утешительные, в таких случаях говорят «восстановлению не подлежит», – вспоминает Тимофей. – В сочинской городской больнице мне сделали операцию, я пролежал там два месяца, затем меня перевезли в подмосковную клинику. Благодаря курсу реабилитации улучшилась координация движений, укрепились мышцы спины, живота, рук.


Первый год после трагедии Тимофей жил в реабилитационных центрах. Каждый день массаж, занятия в зале и бассейне, физиопроцедуры, горсть лекарств, которые необходимо теперь принимать пожизненно. За это время молодой человек сумел восстановить работу правой руки, теперь он может делать простые движения пальцами и кистью.

Реабилитация в столичных клиниках стоит недешево. Второй год пребывания там оказался семье не по карману. Своими силами дома Тимофею делали массаж, гимнастику. Хотели продолжить восстановление, но в Сириусе нет оборудованных для колясочников бассейнов, уличная инфраструктура тоже не везде доступна людям с ограниченными возможностями здоровья. Чтобы попасть в Олимпийский парк, Тимофею приходилось ехать несколько километров прямо по трассе. Пришлось обратиться к прокурору, с просьбой обустроить пешеходный переход поближе к дому. После этого ситуацию исправили.

Собачьи нежности и конные прогулки

Еще одна проблема – найти ухаживающий персонал. Из социальной службы два раза в неделю на час к молодому человеку приходит сотрудник. На остальное время Морозовы пытались найти сиделку, но безуспешно. Приходящие женщины только разводили руками: они физически не смогут справиться с крепким и рослым Тимофеем. Выручает семья, которая в любое время суток приезжает к нему на помощь. Это двоюродный брат Андрей, его жена Дарья, их двухлетняя дочка Агата и собаки Шанталь и Амелия, которые обожают Тимофея.


– Я часто с ними приезжаю к Тимоше, они подходят к кровати, мы опускаем его правую руку, которой он немного двигает, шевелит пальцами, и они о нее трутся, облизывают, испытывают столько радости, – рассказывает Даша. – Агата тоже любит с ним играть, разговаривать, периодически пытается чем-то накормить. А Тимоша постоянно оставляет дома что-то для нас, печеньки и шоколадки для дочки, вкусняшки для собак.

После травмы у Тимофея обострились тактильные ощущения, ему нравится общаться с животными, гладить их. В этом году он с семьей ездил в гости к слонам, посетил несколько занятий в конном клубе, который специализируется на помощи людям с особенностями.

Тимофей и Дарья уже знают: после таких травм каждый человек восстанавливается по-своему, нет ни одного похожего случая. Бывает, спустя пять лет после трагедии начинают самостоятельно ходить и даже водить машину. Поэтому они не отчаиваются и верят в чудо.