Общество

Нефтяные пятна не первый раз угрожают мировой экологии

Фото: пресс-служба администрации Анапы

Экологические и экономические проблемы, связанные с резонансными авариями судов в водах, существуют во всём мире.

В истории нефтегазового сектора случаются чрезвычайные события, которые становятся судьбоносными не только для конкретных компаний, но и для экосистемы и экономики целых регионов. Российской Федерации такие инциденты тоже не обошли стороной, и одной из самых резонансных аварий последних лет стал разлив дизельного топлива в Норильске 29 мая 2020 года.

Этот инцидент оставил значительный след в истории корпоративной ответственности и экологической безопасности. Разлив 21 тыс. тонн дизтоплива из резервуара на территории ТЭЦ-3 в Норильске, принадлежащей дочерней компании "Норникеля", стал настоящим вызовом для гиганта металлургической отрасли. Ущерб был колоссальным: тонна дизеля в Сибири и на Дальнем Востоке в то время оценилась в около 49,065 рублей, что в сумме составило почти 980 млн рублей, но финансовый урон оказался лишь частью проблемы.

Росприроднадзор оценил нанесенный окружающей среде ущерб в 148 млрд рублей, что "Норникель" сразу оспорил, утверждая, что ущерб не превышает 21 млрд рублей. Однако в итоге компании пришлось принять суровую финансовую реальность: по состоянию на середину 2022 года затраты достигли 146 млрд рублей. Для устранения последствий привлекались МЧС и специализированные подразделения "Транснефти" и "Газпром нефти", что подчеркивает масштаб трагедии.

Этот инцидент влечет за собой многочисленные кадровые и структурные изменения внутри корпорации: "Норникель" создал восемь новых департаментов, ответственных за охрану природы. Тем не менее, это не повлияло на финансовое благополучие компании — по итогам 2020 года вознаграждение топ-менеджмента достигло рекордных 6,2 млрд рублей.

В отличие от "Норникеля", Компания "Коминефть" не справилась с последствиями аварии в 1994 году на нефтепроводе "Возей-Головные сооружения" в Усинском районе Республики Коми. Разлив 14 тыс. тонн нефти (по неофициальным данным, это могло быть до 100 тыс. тонн) требовал колоссальных ресурсов для ликвидации. В 1995 году, чтобы поддержать компанию, Министерство финансов России вынуждено было обратиться за чрезвычайным займом к Всемирному банку и Европейскому банку реконструкции и развития на общую сумму 124 млн долларов. Но эти усилия не уберегли "Коминефть" от банкротства в 1996 году.

Ликвидированные "Коминефть" перешла в частную "КомиТЭК", которая в 2002 году была поглощена ЛУКОЙЛом. Проблемы с экологией в регионе остались актуальными: в последние годы ЛУКОЙЛ-Коми продолжает получать штрафы за загрязнение почвы и водоемов в Коми, и регулярные утечки нефти свидетельствуют о серьезных структурных проблемах в управлении экологической безопасностью.

Нефтяные катастрофы — это не только локальная проблема. Они имеют глобальный масштаб и длительные последствия, затрагивающие экономику, общественное мнение и биоразнообразие регионов. Например, катастрофа на нефтяной платформе Deepwater Horizon в 2010 году оставила неизгладимый след на репутации BP: 11 жертв, ежедневно 40 тыс. баррелей нефти в Мексиканском заливе в течение 87 дней. Общая стоимость урегулирования убытков составила более 53,8 млрд долларов, что сделало эту аварию одной из самых масштабных в истории.

Другой пример — трагедия танкера Exxon Valdez в 1989 году в проливе Принца Вильгельма, Аляска. В результате аварии было разлито 240 тыс. баррелей нефти, загрязнено более 2000 км береговой линии. Независимо от размеров компании, каждый такой инцидент оставляет за собой долгий след как в финансовом плане, так и в ущербе экологии.

Эти примеры показывают, что независимо от корпоративной мощи и финансовой устойчивости, экологические катастрофы всегда требуют серьезных вложений в восстановление пострадавших территорий и на долгие годы влияют на репутацию компаний. Управление рисками и обеспечение экологической безопасности должны стать приоритетами не только для отдельных компаний, но и для всей отрасли в целом.

Напомним, новые пятна нефтепродуктов появились в районе реки Можепсин, на береговой полосе станицы Благовещенской и на пляже Джемете. Продолжается вывоз с пляжных территорий собранных ранее мешков с загрязненным песком. После ночного шторма они практически не пострадали.

Как сообщалось ранее, для ликвидации ЧС на побережье Анапы сформирована группа из более чем 10 тысяч человек.