Общество

На постмодерн огромный спрос – концерты, на которых никто не выступает, несмешные клоуны и школы, где ничему не учат

Состояние современного общества характерно своеобразной позицией деятелей из сферы творчества, которые с советских времен оказывают влияние на массовую культуру.

На смену эпохи модернизма приходят идеи, которые подвергают неожиданной критике устоявшиеся представления о педагогике, индустрии развлечений и даже о целительных практиках.

Сегодня мы расскажем о четырех особенных талантах. Их вполне можно считать постмодернистскими.

Фестиваль

Организатор музфестиваля Fyre, на котором так никто и не выступил, а взамен резорт-отеля класса люкс гостям предложили палатки и бутерброды с сыром, недавно объявил о проведении фестиваля Fyre 2 в Мексике.

Мероприятие планировалось на рубеже мая и июня 2025 года на острове Исла-Мухерес. Однако власти Мексики после многочисленных запросов сообщили, что фестиваля «не существует». Неугомонный основатель Fyre Билли Макфарланд якобы перенес мероприятие в Плайя-дель-Кармен.

Первый скандальный фестик должен был пройти в 2017-м на Багамских островах. Посетители не обнаружили там ни музыкантов, ни обещанного комфорта. Мероприятие было отменено, а сотни людей – эвакуированы.

Интересно, что фейк-фестиваль стал знаменитым. О нем в 2019 году были сняты два документальных фильма. Один из них, «Fyre: Величайшая вечеринка, которая не состоялась» режиссера Криса Смита показали на Netflix. Странное мероприятие много раз упоминается в последнем сезоне сериала «Кремниевая долина».

Радио-магия

В конце 1980-х взошла звезда Алана Чумака, который до обретения «дара целителя» работал в НИИ общей психологии Академии педнаук.

Огромную популярность Чумаку принесли сеансы по ТВ, шедшие на всю страну. На экране экстрасенс молча сидел и специфично двигал руками – так он «заряжал» живой энергией воду, «крэмы и мази».

Однако совсем странно выглядели сеансы Чумака на радио. В телевизоре хоть была картинка без звука. А так на протяжении пяти минут из приемника не доносилось ни одного слова и даже малейшего звука. Вот какая была целительная тишина, в силу которой верило огромное число советских граждан. Сеансы Чумака продолжали транслироваться на широкую аудиторию вплоть до 1995 года. По многочисленным просьбам зрителей и слушателей.

Антисмех

В 1964 году в Праге, на Международном конкурсе клоунов советский мим Леонид Енгибаров занял первое место. Его называли «клоуном с осенью в сердце», но сам артист не любил это прозвище.

Енгибаров уверял, что клоун не обязан быть смешным. Своими миниатюрами он открыл новое направление в искусстве развлечения публики. Этот стиль стали называть «клоунада мысли». Енгибаров не веселил, а рассказывал истории без слов с помощью жестов и многозначного молчания.

Артист считал, что задача клоуна – заставить аудиторию вместе с выступающим размышлять над темой пантомимы.

Отсутствие смеха, слов и длинные паузы вызвали всплеск интереса к необычным номерам. С 1971 по 1972-й Енгибаров гастролирует по СССР. За 240 дней им было сыграно 210 спектаклей. Несмешного клоуна приглашали сниматься в своих картинах известные режиссеры – Тенгиз Абуладзе («Ожерелье для моей любимой») и Василий Шукшин («Печки-лавочки»).

Незнание

Пожалуй, самая известная экспериментальная школа-интернат с 1994 до 2020 года находилась в поселке Текос (это в 44 километрах к юго-востоку от Геленджика). Здесь директорствовал основатель Российской академии образования и создатель «русской родовой школы», автор книги «Объять необъятное» Михаил Щетинин.

Особенность обучение – отсутствие оценок и домашних заданий. Кроме того, педагог-новатор вместо преподавания детям классических предметов пытался приучить их духовно саморазвиваться.

Кстати, в американском штате Массачусетс в «Школе долины Садбери» нет учебного плана и программы, а все инициативы исходят от учеников. Учителя только откликаются на пожелания детей.