Общество

Зачем нужны университеты, если есть YouTube: аргументы ректора МФТИ

Фото: сгенерировано нейросетью midjourney

Казалось бы, всё просто: хочешь изучить физику — включи лекции MIT, хочешь научиться программировать — пройди онлайн-курс. Так зачем нам тогда университеты?

Дмитрий Ливанов, ректор МФТИ, уверен: дело не в доступе к информации. Сегодня он у всех есть. Настоящее образование — это не контент, а среда, мышление и личная работа. «Можно бесконечно смотреть лекции на YouTube, но это не значит, что ты получишь образование. Университет — это пространство интеллектуальной культуры», — объясняет он.

YouTube научит, как программировать, но не научит почему это важно, как соотносится с другими знаниями, как ставить вопросы и искать ответы. Онлайн — это инструмент. А университет — это система. «Настоящий университет даёт тебе не только знания, но и критическое мышление, навыки взаимодействия, способность к самостоятельному анализу», — подчёркивает Ливанов.

Он сравнивает университет с интеллектуальной экосистемой. Это место, где ты споришь, ошибаешься, защищаешь проекты, получаешь обратную связь. Где есть культура мысли, ответственность и контекст. И всё это невозможно в одиночку с экраном.

Университет — это не просто лекции. Это сообщества, наставники, лаборатории, атмосфера. И никакой видеокурс не заменит живого опыта интеллектуального взросления.

Читайте также: нейробиолог Владимир Алипов раскрывает, почему преподавание — лучший способ укрепить память.