По-родственному и с ощущением поддержки: Сбер описал портрет малого семейного бизнеса страны
Аналитики Сбера изучили микро и малый семейный бизнес в России. По их данным, более трети (35 процентов) компаний сегодня растут при поддержке и участии родственников.
Чаще всего – это супруги, реже всего – невестки и зятья. В большинстве случаев руководители семейных предприятий – это основатели бизнеса (72 процента), и только 11 процентов компаний перешли к ним по наследству.
Почти половина опрошенных предпринимателей берет на работу в свое предприятие жен или мужей, еще 25 процентов – братьев и сестер. Сыновей в компаньоны или сотрудники принимают в 13 процентах случаев, а дочерей – только в 11 процентах. У 14 процентов опрошенных предпринимателей в компании работают родители, а еще у 7 процентов – невестки и зятья. Родственникам предприниматели делегируют в основном работу с клиентами и персоналом, бухгалтерский учет, производство и маркетинг. А еще у 38 процентов предпринимателей родственники – совладельцы компаний.
Анатолий Песенников, председатель Юго-Западного банка Сбербанка:
– Ежедневный вклад малых и микрокомпаний, безусловно, помогает росту всей южной экономики: от развития новых отраслей и профессий до внедрения цифровых решений и технологий искусственного интеллекта. По оценке наших аналитиков, доля семейного бизнеса в южных регионах минимум на 8–15 процентов выше среднероссийского показателя исследования. Традиционно на Юге России и Северном Кавказе чаще всего начинают и развивают свое дело именно при поддержке и участии семьи. Главным преимуществом такого решения предприниматели Юга России и Северного Кавказа называют более высокий уровень доверия, быстрое принятие бизнес-решений и возможность смены бизнес-ролей по ключевым позициям между родственниками. Все это в совокупности делает южный малый семейный бизнес финансово устойчивее и дает мультипликативные возможности для его быстрого роста.
Как показало исследование Сбера, 97 процентов предприятий семейного бизнеса имеют годовой оборот до 60 миллионов рублей и существуют в среднем от 5 лет и больше. Работников обычно – до 25 человек. Самыми распространенными направлениями семейной предпринимательской деятельности стали розничная торговля (22 процента) и строительство и ремонт (15 процентов). Значительная доля приходится на информационные технологии и оптовые продажи. Семейный бизнес занимается также общественным питанием и предоставлением услуг: это кафе, салоны красоты, мастерские по ремонту обуви и даже риелторские агентства. 10 процентов семейных предпринимателей заняты в грузоперевозках и логистике, 7 процентов – в производстве.
Помощь семьи. 85 процентов владельцев семейного бизнеса ощущают поддержку родных, если возникают проблемы. По мнению предпринимателей, члены семей видят в их деятельности как положительные, так и отрицательные стороны. Хотя негатива, по мнению опрошенных, их родственники усматривают гораздо меньше. По крайней мере, 35 процентов респондентов ответили, что их близкие не находят никаких отрицательных сторон в семейном бизнесе.
Государственная поддержка играет важную роль для семейного малого бизнеса. По мнению большей части предпринимателей (63 процента), власти обеспечивают необходимые условия для функционирования небольших предприятий. Наибольший запрос – на господдержку в виде налоговых льгот (так считают 56 процентов опрошенных), доступ к льготному кредитованию (37 процентов) и внедрение специального налогового режима, так называемый семейный патент (35 процентов). Еще 35 процентов опрошенных предпринимателей ожидают изменения законодательства в сфере трудовых отношений с членами семьи (прием на работу, начисление зарплат и отпусков).
Финансовое положение. Большинство опрошенных руководителей семейного бизнеса оценивают финансовое положение своих компаний как хорошее (45 процентов) или удовлетворительное (47 процентов). Состояние своего бизнеса респонденты в основном оценивают как стабильное (76 процентов). Если понадобится отойти от дел, 49 процентов передадут бизнес в управление родственникам, 23 процента продадут его посторонним. А при финансовой нестабильности предприятие готовы передать за пределы семьи, в том числе профессиональному управляющему, уже более 40 процентов предпринимателей.
Основные задачи. 68 процентов семейных предпринимателей отмечают, что рутинные операционные задачи занимают у них больше всего времени и остаются первоочередными. К приоритетным задачам относят также поиск клиентов, продвижение и рекламу, взаимодействие с контрагентами, поиск новых ниш и расширение ассортимента, выход на новые площадки и рынки.