Школьный старт без преград: как подготовить слабовидящего ребенка к 1 сентября
Для любого ребенка начало обучения – переходный этап. Резко меняется образ жизни. Ну а первоклашкам с нарушением зрения сложно вдвойне: к общим трудностям прибавляются проблемы со здоровьем. Поэтому подготовка таких детей к учебе требует особого внимания и заботы со стороны семьи. О том, какие меры принять родителям, рассказала психолог Краснодарской краевой специальной библиотеки для слепых имени А. П. Чехова Валентина Кононенко.
– Важно учитывать все аспекты развития слабовидящих детей – от формирования базовых навыков до психологической готовности к учебе. Правильная организация деятельности помогает детям не только адаптироваться к новой среде, но и повысить уверенность в своих силах. Чем раньше родители начнут рассказывать ребенку о школе, учебном процессе, оформят ему в комнате специальное место для занятий, познакомят с учебниками и тетрадками, тем лучше. Очень важен и позитивный настрой, спокойная обстановка в семье, – говорит психолог.
Слабовидящие дети при поступлении в школу могут столкнуться со следующими трудностями: нечеткое восприятие текста, раскоординированность в работе глаз и рук, недостаточно развитая мелкая моторика, высокая утомляемость глаз, снижение концентрации при чтении и написании, сложности с выполнением самостоятельных заданий, плохая ориентация в пространстве. Ребята также могут испытывать психологический дискомфорт из-за страха перед новыми задачами.
Исходя из этого, Валентина Кононенко предлагает выделить несколько главных аспектов успешной подготовки к школе детей, имеющих проблемы со зрением:
-
формирование базовых навыков и самостоятельности: самообслуживания в быту, ориентирования в пространстве, улучшения мелкой моторики;
-
развитие познавательных процессов: сенсорного восприятия, речи и коммуникации;
-
психологическая подготовка: рассказы о школе, положительные примеры, игры;
-
приучение к распорядку дня, близкому к школьному, оформление места для занятий.
Изучай, играя
- Формирование базовых навыков и самостоятельности
Самостоятельность – залог успешной адаптации в обществе. Обучите малыша простым бытовым задачам: застегивать и расстегивать одежду, мыть руки, набирать воду, пользоваться бытовыми приборами с учетом особенностей зрения. Используйте тактильные и звуковые подсказки, чтобы облегчить освоение этих навыков.
Развивайте пространственную ориентацию через игры и упражнения. Например, учите кроху ориентироваться по звукам, запахам или тактильным меткам в домашних условиях. Можно использовать сенсорные дорожки для обозначения на полу проходов внутри дома, что способствует развитию чувства пространства и уверенности в передвижении. К шести годам ребенок должен знать такие понятия, как вверху-внизу, слева-справа, впереди-сзади, ориентироваться на листе бумаги, например знать, где находится правый верхний угол, центр, нижний левый угол. Для этого с малышами надо заниматься так: предложить дотронуться левой рукой до правого уха, сделать два шага влево, поставить перед собой стул, нарисовать круг над квадратом, а между ними поставить галочку, слева от круга нарисовать звездочку, а справа от квадрата – елочку и так далее.
Улучшение мелкой моторики важно для освоения навыков письма. Занимайтесь с ребенком лепкой, сборкой пазлов, пальчиковой гимнастикой, активно используйте тактильные материалы.
- Развитие познавательных процессов
Недостатки зрительного восприятия отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение) детей, что значительно затрудняет их учебу. Для развития зрительного запоминания можно предложить ребенку такие задания: сложить мозаику по схеме-рисунку, вычеркнуть определенные элементы из ряда предложенных, раскрасить черно-белые картинки, рассказать о взаимном расположении предметов на картинке, разложить предметы в том порядке, что был предъявлен, запомнить и воспроизвести фигуру, сложенную из палочек, кубиков.
Книга – самый важный помощник
Слуховое внимание и память не менее важны. Для их развития читайте детям как можно больше книг, учите наизусть с ними стихи, песенки, простые сказки или просите пересказать текст, повторить десять слов или цифр, давайте многоступенчатую инструкцию, например: «Зайди на кухню, налей воды в лейку, полей цветы на окне, затем протри тряпкой подоконник, вымой руки с мылом под краном» и другие.
Для развития словесно-логического мышления учите ребенка сравнивать предметы между собой, находить отличающиеся от других (сначала по форме, цвету и величине), объединять предметы в группу, исключать лишнее из понятий (например, чашку из предметов мебели, яблоко из овощей), отгадывать загадки, объяснять пословицы, разбирайте вместе героев стихотворений, рассказов, сказок. Используйте игры на развитие словарного запаса и понимания – это подготовит ребенка к обучению и взаимодействию с одноклассниками и учителями.
Развивайте сенсорное восприятие с помощью упражнений на различение текстур, звуков, запахов и форм. Используйте тактильные книги, сенсорные коробки, разнообразные материалы для тренировки восприятия окружающего мира на ощупь.
– Самая простая и действенная мера, развивающая и речь, и внимание, и навыки общения, и память, и воображение, – чтение книг ребенку. Лучше уделять этому процессу не менее 30 минут в день. Беседуйте о прочитанном, выясняйте, как малыш понял содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценил поступки действующих лиц, обсуждайте вместе сюжет и характеры героев, – говорит психолог.
При этом, акцентирует внимание Валентина Кононенко, нельзя действовать по принципу «чем больше развивающих занятий, тем лучше». Это приводит к умственной и физической перегрузке, что может отразиться на здоровье дошкольника. Желательно проводить домашние уроки в одно и то же время, лучше утром, уделять этому 30–45 минут в день. Через 5–7 минут активной работы рекомендуется проводить физкультминутку. Занятия начинаются с разминки, а заканчивая, нужно обязательно похвалить ребенка.
- Психологическая подготовка
Объясняйте ребенку, что такое школа, почему она важна, с позитивом рассказывайте о своих школьных годах и успешных примерах детей с похожими особенностями здоровья. Используйте книги и мультфильмы, где герои с успехом преодолевают трудности, чтобы вдохновить и мотивировать малыша. Проводите игровые ситуации, имитирующие школьные будни: учитель-ученик, ролевые игры с учебными материалами, моделирование ситуаций общения. Это поможет снизить тревогу и сформировать положительный настрой.
- Приучение к распорядку дня и оформление места для занятий
Создайте предсказуемый график – регулярное время пробуждения, питания, занятий и отдыха. Такой распорядок укрепит чувство стабильности и подготовит к школьному режиму. Кроме того, ребенку необходимо оформить рабочее место, прислушавшись к рекомендациям лечащего офтальмолога: обеспечьте хорошее освещение в учебной зоне, избегайте сильных бликов, расположите учебные принадлежности на удобной для ребенка высоте. Используйте тактильные метки или яркие ярлыки для определения вещей. Обозначьте место для учебных материалов и рабочей зоны. Необходимо, чтобы у каждого предмета было свое место, чтобы слабовидящий малыш мог легко находить нужное.
Заранее сообщите учителю об особенностях зрения будущего ученика, обратившись к специальным педагогам или методистам. Вместе можно разработать индивидуальный образовательный маршрут, обеспечивающий поддержку и комфорт в классе. Также важно объяснить одноклассникам особенности сверстника, чтобы создать благоприятную и поддерживающую атмосферу. Регулярно отслеживайте развитие и адаптацию ребенка, при необходимости корректируя подходы и обеспечивая дополнительные ресурсы. Помощь семьи и педагогов важна для формирования уверенности и самостоятельности ребенка.
Помните: терпение, поддержка и любовь – ключ к успеху на этом пути!
Полина Фалина