Общество

Педагогическое призвание достойно уважения: на Кубани усиливают меры поддержки учителей

Краснодарский край для решения кадрового школьного вопроса шестой год участвует в федеральной программе «Земский учитель». Фото: Антон Приходько

Благодаря этому в Краснодарском крае в 2025 году практически вдвое удалось сократить кадровый дефицит в школах.

С заботой о наставниках

Краснодарский край за 10 лет поставил рекорд по социальному строительству, в первую очередь по открытию современных школ. С 2015 года на Кубани их построили 105. Классы, предметные кабинеты, лаборатории, актовые и спортзалы учебных заведений наполняются самым современным оборудованием. Между тем мало построить школы и оснастить их технологически. Даже самые современные компьютеры и интерактивные доски не заменят живого общения с учителем.

Поэтому масштабное открытие школ поставило перед регионом не менее ответственную задачу – наполнить их грамотными, сильными педагогическими кадрами, чтобы ребята через наставников впитывали знания и нравственные ценности, которые помогут им в будущей взрослой жизни.

Чтобы педагоги приходили работать в школы и ощущали реальную заботу, в Краснодарском крае по инициативе губернатора Вениамина Кондратьева действует целый комплекс региональных мер поддержки таких специалистов. Так, к началу учебного года школьные педагоги получают выплату по 5 тысяч рублей.

Какие региональные меры поддержки положены учителям на Кубани:

– 1 миллион рублей на первоначальный взнос по ипотеке;

– 100 тысяч рублей педагогам, подготовившим стобалльников по ЕГЭ и победителей всероссийских олимпиад;

– премии 350 и 500 тысяч рублей призерам и победителям конкурсов профессионального мастерства;

– ежемесячные доплаты молодым учителям (по 3 тысячи рублей), за классное руководство и кураторство (по 4 тысячи рублей);

– ежегодные выплаты педагогам школ к началу нового учебного года по 5 тысяч рублей;

– ежемесячная доплата учителям 10 тысяч рублей.

С 2022 года учителям предоставляют 1 миллион рублей на первоначальный взнос по ипотеке. Этой краевой мерой поддержки уже воспользовались 1267 педагогов.

Учителя и наставники, подготовившие стобалльников по ЕГЭ и победителей Всероссийской олимпиады школьников, получают по 100 тысяч рублей. Для призеров и победителей всероссийских конкурсов профмастерства в краевом бюджете предусмотрели премии по 350 и 500 тысяч рублей.

Также на Кубани предоставляют доплаты молодым учителям – по 3 тысячи рублей и педагогам, берущим на себя кураторство и классное руководство, – по 4 тысяч рублей в дополнение к федеральной выплате по 5 тысяч рублей.

Учителя школ могут рассчитывать и на ежемесячную региональную надбавку. Причем с января 2026 года она вырастет с 10 до 15 тысяч рублей.

Из города в село по собственному желанию

Краснодарский край для решения кадрового школьного вопроса шестой год участвует в федеральной программе «Земский учитель». За это время в кубанские школы были привлечены 362 земских учителя, которые получили выплаты по 1 миллиону рублей. В этом году по программе на работу устроились еще 10 педагогов. Они учат ребят в Анапе, Геленджике, Новороссийске, Сочи, Динском, Красноармейском, Славянском и Туапсинском районах.

К примеру, благодаря программе «Земский учитель» в школе небольшого горного села Тенгинка Туапсинского района с 1 сентября 2025 года работает молодой учитель математики Виктория Руденко. Учебное заведение посещает более 560 детей, здесь преподают математику два опытных педагога. Но школа нуждалась еще в одном предметнике, которым и стала Виктория Руденко.

В 2025 году в Краснодарском крае удалось более чем в два раза сократить дефицит учителей.Фото: Станислав Павлов

– Я приехала в Тенгинку из Волгограда. Окончила там государственный социально-педагогический университет по профилю «математика, информатика». Проработала два года. И решила переехать. Очень приглянулся Краснодарский край. Обрадовалась, что прошла отбор по программе «Земский учитель», – поделилась педагог. – Кроме преподавания предмета, взяла на себя классное руководство. Все нравится. У нас очень отзывчивый коллектив. Коллеги помогают по методической части, дают грамотные советы.

Виктория Руденко в работе на селе видит только плюсы.

– Давно хотела жить не в городе. Кроме того, радует, что в Тенгинке все знают друг друга. Мне проще общаться с ребятами и родителями, находить с ними общий язык, – сказала учитель.

Виктория строит планы по покупке своего жилья. Мечтает взять его в ипотеку. А пока она живет на арендованной квартире. В этом ей также помогли. Она получает компенсацию за наем жилья.

Дети заряжают энергией

Города и районы Кубани внедряют свои меры поддержки педагогических кадров. В решении жилищного вопроса учителям помогают в 22 муниципалитетах. В 33 действуют выплаты молодым педагогам, победителям и призерам профессиональных конкурсов.

В этом году 10 муниципалитетов региона приняли дополнительные меры социальной поддержки. Это Геленджик, Горячий Ключ, Сочи, Абинский, Калининский, Красноармейский, Крыловский, Новокубанский, Лабинский, Туапсинский районы. К примеру, в Новороссийске ввели единовременные выплаты 500 тысяч рублей на конкурсной основе для учителей наиболее востребованных предметов – математики, физики, химии, биологии, русского языка и литературы.

Еще в двух районах увеличены выплаты. Так, в Краснодаре выросла сумма компенсации педагогам ежемесячного платежа по договору об ипотеке с 20 до 25 тысяч рублей. А в Кавказском районе с 17 до 28 тысяч рублей увеличена единовременная выплата молодым учителям, которые впервые пришли на работу в муниципальные школы.

- За 10 лет число педагогов в Краснодарском крае выросло с 77 до 86 тысяч, из них школьных учителей – с 29 до 38 тысяч.

Большая системная работа по расширению мер социальной поддержки педагогов проводится последние четыре года в Сочи. Это предоставление служебного жилья, компенсация за съемное, выплаты для первоначального взноса по ипотеке, 50 процентов оплата проезда в общественном транспорте, гранты. Все это дает видимый результат. В школах в Сочи остановлен отток квалифицированных кадров. Более 100 педагогов привлечено в отрасль из других регионов. В пять раз увеличилось число студентов-целевиков, которые после обучения придут работать в школы.

В числе молодых и перспективных педагогов, которые работают в Сочи, учитель математики и информатики Яна Казакова. Она трудится в школе № 84 имени Н. Павлова.

– В детстве я не мечтала о профессии учителя, хотя с 5-го класса я была «второй» рукой своего классного руководителя и часто выполняла ее поручения, – поделилась Яна Казакова.

По-настоящему о педагогическом призвании девушка задумалась, когда пришло время выбирать вуз. Яна Казакова поступала в Смоленский государственный университет.

Яна Казакова

– Было несколько разных направлений, куда я подала документы. Надо было определяться. И здесь решающую роль сыграл декан моего будущего факультета. Он буквально видел меня в профессии и убедил выбрать профиль учителя «математика, информатика». Конечно, тогда я еще не понимала, что мне предстоит освоить за эти долгие, как мне казалось, пять лет. Было тяжело: высшая математика, физика, программирование, методика. Голова просто взрывалась от потока информации. Но когда наступило время педагогической практики и я впервые увидела класс, поняла, что не зря выбрала данную профессию. Мне было очень интересно преподавать, готовить конспекты, придумывать задания для учеников, проводить с ними внеурочные мероприятия, – рассказала Яна Казакова.

Сегодня она не только преподает. Школа стимулировала молодого специалиста к участию в престижном конкурсе. И как результат – заслуженная победа. Яна Казакова в этом году выиграла Всероссийский конкурс публикаций «Золотое перо» в номинации «Профориентация». Кстати, учителя из Краснодарского края стали лидерами по количеству конкурсных заявок.

Как поделилась Яна Казакова, ей комфортно работается учителем.

– Я преподаю в новой школе с современным оборудованием. Просторные кабинеты, эргономичная мебель уменьшают утомляемость и повышают продуктивность. Наличие интерактивных досок, проекторов и быстрого интернета позволяет разнообразить методы обучения и повышать вовлеченность в занятия ребят. Лаборатории дают возможность проводить практические занятия на высоком уровне. В целом современные условия значительно расширяют педагогические возможности и положительно влияют на качество обучения, – рассказала педагог.

Воспользовалась Яна Казакова и мерами поддержки для учителей, которые действуют в Сочи.

– В 2023 году я получила служебное жилье, чему безмерно рада. Очень приятно осознавать, что моя трудовая деятельность ценится и поддерживается руководством школы, муниципалитетом и в целом Краснодарским краем. Кроме этого, я регулярно пользуюсь 50-процентной скидкой на проезд в общественном транспорте. Получаю премию за успешное участие в профессиональных конкурсах, – поделилась учитель.

Яна Казакова советует студентам вузов, которые обучаются по педагогическому профилю, не бояться школы.

– Несмотря на сложную работу, видеть искрящиеся радостью детские глаза и наблюдать первые успехи своих учеников – истинное счастье для каждого педагога. Дети заряжают энергией, дарят яркие эмоции и желание двигаться вперед. Современная педагогика – это не просто передача знаний, а создание пространства для личностного роста детей и воспитания молодых талантов. Быть наставником, помогать детям и параллельно становиться лучшей версией самих себя – дело благородное и необходимое обществу. Поэтому я считаю, что молодые специалисты обязательно найдут свое призвание в профессии педагога, – сказала Яна Казакова.

В целом в 2025 году в Краснодарском крае удалось более чем в два раза сократить дефицит учителей. Практически все вакансии сегодня закрыты в Абинском, Славянском, Тбилисском и Щербиновском районах, Ленинградском муниципальном округе. В регионе не свернули ни одной программы, направленной на поддержку педагогов, и взяли курс на дальнейшую помощь учителям. А это значит, что в школы Кубани будут приходить новые, молодые и энергичные специалисты, которые помогут ребятам выбрать правильный жизненный путь.