Раз-два – снято: секреты знаменитых фотографий
1 октября известному кубанскому фотографу Николаю Шумакову исполняется 75 лет. За годы работы в Крайгосархиве он стал свидетелем эпохи перемен, снимая первые лица государства и простых людей. Его тысячи снимков сегодня хранятся в Государственном архиве Краснодарского края как бесценное историческое наследие.
В один апрельский день 1990 года сорокалетний человек переступил порог Государственного архива Краснодарского края. Молодой специалист даже не подозревал, что этот шаг станет началом удивительного путешествия длиною в три десятилетия. Путешествия, которое превратит обычного служащего в летописца № 1 целой эпохи, а скромную должность фотографа – в миссию сохранения исторической памяти региона.
В объективе – время
Николай Шумаков пришел в Крайгосархив как фотограф и сразу был назначен начальником лаборатории. Казалось бы, рутинная работа – снимать документы, делать копии, обрабатывать пленку. Но новый сотрудник быстро понял: оказался там, где надо. Девяностые годы стали переломными для всей страны, а для Кубани особенно. Регион менялся на глазах, и кто-то должен был запечатлеть эти перемены.
– Я думаю, что оказался в нужном месте и создал определенную летопись Кубани начиная с 1990 года, – рассказывает Николай Степанович. «Летопись» – это тысячи снимков, восемь крупных выставок в Выставочном зале на Рашпилевской, в Краснодарской филармонии, Законодательном Собрании края, Краснодарском государственном историко-археологическом музее-заповеднике имени Е. Фелицына. Также было издано несколько фотокниг. И плюс ко всему – бесценная коллекция снимков, которая теперь хранится в Крайгосархиве. Именно архивная служба позволила создать эту большую фотолетопись.
Николай Шумаков в 2004 году стал заслуженным журналистом Кубани, в 2010-м – заслуженным работником государственной архивной службы, а в 2018-м был награжден Екатеринодарской и Кубанской епархией медалью великомученицы Екатерины Александрийской I степени.
За более чем 30 лет официального трудового стажа Николай Шумаков не просто работал фотографом – он каждый день пополнял краевой фотобанк своими работами. Ни одно значимое мероприятие не обходилось без него. Первые лица региона и страны, важные гости, поездки кубанских делегаций за границу – везде присутствовал этот скромный человек с фотоаппаратом. И он умел быть одновременно незаметным и незаменимым.
В 2002 году в архиве появился специальный отдел аудиовизуальных документов. Фотоискусство давно стало смыслом жизни Николая Шумакова, а изучение архивов – увлекательным хобби, которое помогало лучше понимать снимаемые события.
Снять за семь секунд
Работа с первыми лицами региона требовала особых качеств. Нужно было не только профессионально владеть камерой, но и чувствовать людей, понимать их характер, находить подход к каждому. Шумакову это удавалось виртуозно. Недаром он стал практически личным фотографом нескольких губернаторов Кубани.
– Мне посчастливилось работать с выдающимися государственными деятелями, каждые относились ко мне как-то по-особенному, – вспоминает фотомастер.
Особенно ярко запомнился случай с Николаем Кондратенко. Понадобилось официальное фото губернатора. Шумаков приехал в здание администрации утром. Когда его позвали, глава работал, а телефоны звонили беспрерывно. Губернатор посмотрел на фотографа и раздраженно спросил: «Слушай, тебе что, нечего делать?»
Потом немного помолчал и улыбнулся: «У тебя семь секунд». Шумаков успел сделать несколько кадров. Кондратенко доброжелательно потом сказал: «Ну все, свободен. Я работаю, и ты иди давай».
Когда Николай вышел, помощник в приемной забеспокоился: «Коля, а ты видел, что у губернатора воротник на рубашке перекручен?» Тогда снимали на пленку, сразу проверить было нельзя. Проявили – действительно, воротник оказался заложен неровно. Но фотошопа тогда не было, а снимок получился хороший. Эта фотография стала официальным портретом Николая Игнатовича.
– Необыкновенный человек, – вспоминает первого губернатора Николай Степанович. И добавляет характерную деталь: когда Кондратенко приходил в ЗСК, он, видя знакомого фотографа, менял маршрут. Подходил поздороваться: «Как дела, как дома, как семья, как ты?..» И только потом шел по делам.
Еще один момент. В апреле 2015 года указом президента РФ Вениамин Кондратьев был назначен временно исполняющим обязанности главы Кубани.
– Так случилось, что я не успел пройти аккредитацию, – рассказывает фотограф. – Без этого не пробиться на съемку. До начала оставались считанные минуты. Тогда я решил отправить СМС Вениамину Ивановичу. Жду... Ответ пришел моментально: «Где вы? Сейчас вас проведут в зал». Так я попал на ту знаменитую фотосъемку.
Очевидное и невероятное
За долгие годы работы случались и совсем необычные истории. Однажды ожидался приезд Владимира Путина. Николай Шумаков был единственным фотографом от края на этом важном мероприятии. Камера работала отлично – проверял не раз. Но как только президентская машина подъехала и из нее вышел высокий гость, техника отказала.
– Я не знаю, что произошло. Каждая секунда показалась такой длинной. Я вспомнил и Бога, и всех святых, – смеется мэтр. – Ситуация была критическая – такие моменты не повторяются, а ответственность огромная. И вдруг камера снова заработала, как будто ничего не случилось… Я снимал напряженно, боялся подвоха, но снимки удались.
До сих пор Николай Степанович не может объяснить, что тогда произошло с техникой. Мистика? Случайность? Или просто напряжение сказалось? Загадка остается.
Были и радостные моменты. Самой яркой вспышкой стала фотовыставка в музее имени Е. Фелицына в июне 2013-го. На открытие тогда собрались все первые лица региона.
– Работники выставочного зала говорили, что такого состава представителей власти не видели за всю его историю, – и сегодня удивляется фотограф. – А еще трижды мои выставки открывал Кубанский казачий хор. Я тогда стоял и думал: «Не у каждого такое бывает».
Николай Степанович принципиально не сохраняет случайные кадры, где люди получились неудачно. «Я сразу их удаляю, потому что это неэтично», – объясняет он свою позицию. Однажды Валентина Матвиенко, будучи губернатором Санкт-Петербурга, подошла после съемок и попросила посмотреть, что получилось. «Я без вопросов уничтожил два кадра, на которых она сама себе не понравилась», – вспоминает Шумаков.
Особые отношения сложились у юбиляра с митрополитом Исидором. Знакомы они были очень давно. Первая встреча произошла в аэропорту под Москвой. Была нелетная погода. Владыка неожиданно окликнул фотографа, хотя рядом было много других людей.
– Он пригласил меня сесть рядом и начал о себе рассказывать. Было поразительно – почему именно мне?
Именно от митрополита Исидора фотограф получил самый необычный подарок – семикилограммовую Библию в кожаном переплете и авторучку с иконой Николая Чудотворца.
Сегодня Николай Степанович на пенсии, но от любимого дела не отходит. Почти каждый день проводит за компьютером. В конце года планирует издать фотолетопись об еще одном известном человеке Кубани – кто это, пока секрет.
Вся созданная им фотолетопись хранится в Государственном архиве Краснодарского края. Описать и систематизировать такой массив материала – задача непростая, требования очень строгие. Но то, что успел передать Николай Шумаков, уже стало частью исторического наследия региона.
Три десятилетия смотреть в объектив – это не просто трудовой стаж. Это целая эпоха, запечатленная в лицах и событиях. Она могла бы остаться только в памяти очевидцев, но благодаря Николаю Шумакову стала частью истории Кубани. Живой, многогранной, где есть место первым лицам государства, церковным иерархам, казакам и простым людям.