Между Трабзоном и Сочи: почему морское сообщение на пароме Sea Bridge так и не заработало
Запуск паромного сообщения между Трабзоном и Сочи спустя 14 лет не состоялся.
Ситуация с паромом Sea Bridge из Трабзона, который несколько дней простоял у побережья Сочи и не смог пришвартоваться в морпорту курорта, облетела все СМИ и социальные сети. Паром вернулся в Турцию, заложниками ситуации стали его пассажиры, а что стало ее причинами? Давайте разберемся и начнем с истории.
Как все начиналось…
Грузопассажирское паромное сообщение между Сочи и Трабзоном началось в 1993 году. По морю из Турции на российский курорт, в том числе, доставляли сельскохозяйственную продукцию. В 2008 году интенсивность перевозок начала постепенно сокращаться и полностью прекратилась в сентябре 2011 года. До 2014 года было несколько попыток возобновления навигации, однако требования безопасности при подготовке к Олимпиаде в Сочи не позволили это сделать.
В 2014-2015 годах также предлагалось возобновить грузопассажирское паромное сообщение на линии «Сочи - Трабзон». Соответствующие официальные письма с рекомендациями Министерство транспорта РФ и Ространснадзор направили в администрацию Сочи. Отвечая на них, мэрия курорта посчитала нецелесообразным восстановление морского паромного сообщения на линии «Сочи - Трабзон» для приема и обработки судов с накатными грузами. Главным аргументом стал тот факт, что инфраструктура новой круизной гавани Сочинского морского порта не способна принимать и обрабатывать грузы, она предназначена только для пассажирских и круизных перевозок. В качестве другого серьезного аргумента приводились технические характеристики прилегающих к порту автомобильных дорог Центрального района Сочи, которые не предназначены для интенсивного передвижения грузового транспорта: их выход неминуемо повлечет перегруженность улично-дорожной сети, скопление транспорта, аварийным и заторовым ситуациям.
Веским основанием для отсрочки реализации идеи запуска парома в прошедшие годы являлось и остается сегодня отсутствие в порту Сочи необходимых условий для осуществления контрольных и досмотровых процедур. Кроме этого, в соответствии с п. 1 указа Президента РФ от 21 июля 2025 года № 502 «Об особенностях захода судов в морские порты Российской Федерации» заход в морские порты Российской Федерации судов, следующих из иностранных портов, осуществляется с разрешения капитана морского порта и Федеральной службы безопасности России.
Также отмечалось, что возобновление грузопассажирского паромного сообщения «Сочи - Трабзон» для поставки импортной плодоовощной и пищевой продукции и доставки грузов сельскохозяйственного назначения в Сочи не требуется. Краснодарский край является крупнейшим аграрным регионом России и обеспечивает курорт Сочи всеми видами сельскохозяйственной продукции круглый год. Предприятия торговли и санаторно-курортная сфера обладают достаточным запасом продовольствия, произведенного на территории региона. Кроме этого, на курорте есть все условия для развития собственного субтропического сельского хозяйства. Таким образом, потребность в регулярном поставочном маршруте для ввоза плодоовощной и пищевой продукции отсутствует, появление турецких овощей и фруктов может нанести экономический ущерб российским производителям.
Попытки возобновления паромного сообщения
Сообщения о запуске навигации между Сочи и Трабзоном появлялись в СМИ регулярно, их инициаторами были как турецкая, так и российская сторона, без поддержки краевых и городских властей. Эти попытки успехом не увенчались, инициаторами назывались разные официальные причины: подготовка судна, коронавирус, геополитические потрясения и политическая обстановка. Все они имели место быть, но главной причиной были и остаются аргументы властей региона и города в пользу безопасности.
Весной 2025 года администрация Сочи провела совещание, посвященное вопросам межведомственного взаимодействия в контексте возобновления морского паромного сообщения между Сочи и Трабзоном под председательством главы города Сочи Андрея Прошунина. Представители силовых структур и правоохранительных органов вновь заявили о недостаточной готовности портовой и городской инфраструктуры к приему иностранных грузопассажирских судов. В частности, это касается Пограничного управления ФСБ России по Краснодарскому краю, Службы охраны на Кавказе Федеральной службы охраны России, а также Сочинского центрального таможенного поста. Кроме того, по информации Сочинского центрального таможенного поста, имеется необходимость в оснащении мобильным инспекционно-досмотровым комплексом на морском пункте пропуска Сочи из-за его отсутствия.
Администрация Сочи повторно заявила о нецелесообразности осуществления регулярных грузопассажирских паромных перевозках, основываясь на следующих аргументах:
- Маршрут следования, ведущий к Морскому порту Сочи, проходит по улично-дорожной сети через густонаселенные районы курорта, что приведет к значительным заторовым ситуациям. Кроме того, на подъездных путях к морскому порту Сочи установлено ограничение движения для транспорта свыше 3,5 тонн.
- Морской порт Сочи расположен в историческом центре города, где в вечернее и ночное время наблюдается интенсивное пешеходное движение в районе торгового центра «Гранд Марина» и нового морского порта.
- На морском таможенном пункте пропуска в Сочи наблюдается недостаток мобильного инспекционно-досмотрового комплекса.
- Планируемое открытие паромного сообщения между Россией и Турцией может существенно повысить уязвимость системы пограничного контроля Сочи и создать дополнительные риски, связанные с несанкционированным провозом опасных, запрещенных и потенциально вредоносных материалов.
Безопасность превыше всего
16 октября 2025 года в Сочи все же состоялся тестовый рейс на пароме Sea Bridge из Турции.
Как отмечал губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев, регион заинтересован в развитии морского сообщения и повышении туристической привлекательности. Но организация международного грузопассажирского паромного сообщения в нынешних условиях небезопасна и преждевременна. Паром Sea Bridge может перевозить до 200 легковых и грузовых машин, которые должны проходить тщательную проверку. Организовать необходимые процедуры в порту Сочи сейчас невозможно. На всех предварительных встречах вместе с профильными ведомствами и органами безопасности регион доносил эту позицию. Несмотря на это, инициатор перевозки без согласия со стороны Краснодарского края отправился в тестовый рейс.
Вениамин Кондратьев сообщил, что такая ситуация недопустима, поэтому Краснодарский край подготовил соответствующее обращение руководителю Федерального агентства морского и речного транспорта о невозможности организации работы данного парома.
В обращении губернатор отметил:
- Портовая и городская инфраструктура Сочи недостаточно подготовлена к приему грузопассажирских судов. В пункте пропуска через границу недостаточно мобильных инспекционно-досмотровых комплексов, что существенно повышает уязвимость системы пограничного контроля и может создать риски провоза опасных и запрещенных материалов;
- Маршруты следования транспорта (паром грузопассажирский и ранее перевозил людей и машины, его использование планировалось таким же) от Морского порта проходят через исторический центр Сочи, в котором гуляет много туристов и жителей, а также через густонаселенные районы. Все это негативно скажется на туристической привлекательности курорта.
Запуск первого рейса спустя 14 лет без согласования
Тестовый рейс парома из Трабзона не был принят в порту Сочи, что подтвердило невозможность обеспечения необходимого уровня безопасности. Тем не менее, собственник все же запланировал первый рейс с пассажирами морским паромным судном Sea Bridge по маршруту «Сочи - Трабзон» на 30 октября, однако по погодным условиям он был перенесен компанией-перевозчиком на 6 ноября. Билеты на первый рейс были проданы, и 5 ноября судно вышло из Трабзона с 20 пассажирами на борту. К побережью Сочи паром прибыл утром 6 ноября. Он несколько дней стоял на рейде в акватории Сочи, после чего вернулся к берегу Турции, не получив разрешение на швартовку в морском порту российского курорта в виде соответствующего разрешения ФСБ России для иностранных судов для захода в российские порты на основании Указа №502.