В России с начала года по нацпроекту построили 15 тысяч километров дорог
В стране продолжается системная работа по обновлению дорожного каркаса.
Благодаря национальному проекту «Инфраструктура для жизни» на начало декабря введено в эксплуатацию 4,9 тысячи км федеральных и 10,1 тысячи км региональных и местных дорог, сообщил заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин.
– 2025 год стал продуктивным для дорожников. Мы провели большую работу, актуализировали и продлили до 2030 года план дорожной деятельности. Благодаря поддержке президента, председателя правительства, а также работе Минфина, Минтранса и Росавтодора, губернаторов и региональных команд реализация нацпроекта «Инфраструктура для жизни» велась бесперебойно, а многие масштабные объекты введены в эксплуатацию с существенным опережением графика, – отметил Марат Хуснуллин.
По его словам, только благодаря федеральному проекту «Региональная и местная дорожная сеть» за 11 месяцев 2025 года построено, реконструировано и отремонтировано более 3,1 тысячи объектов. Это 2,8 тысячи участков дорог протяженностью свыше 10,1 тысячикм и 308 искусственных сооружений. А всего за 11 месяцев по нацпроекту введено в эксплуатацию 4,9 тысячи км федеральных и 10,1 тысячи км региональных и местных дорог.
– Основной массив дорожных работ завершен, идут процедуры приемки объектов в эксплуатацию, – сообщил Марат Хуснуллин.
Как и прежде, особое внимание уделяется транспортной доступности социально значимых учреждений: школ, больниц, спорткомплексов.
– Уделяем самое пристальное внимание созданию комфортной и безопасной инфраструктуры у социально значимых учреждений. В текущем году уже отремонтировано, реконструировано и построено 3 тысяч км дорог к образовательным объектам, 2,4 тысячи км – к учреждениям здравоохранения, еще 700 км – к стадионам, детско-юношеским школам и дворцам спорта. Не менее важна транспортная доступность мест туристического осмотра, с начала года построено и обновлено 2,2 тысячи км туристических маршрутов, – отметил министр транспорта РФ Андрей Никитин.
Напомним, общая протяженность автомобильных дорог федерального значения в стране составляет более 66,5 тысячи км, из которых 61,5 тысячи км находятся в ведении Федерального дорожного агентства, еще 5 тысяч км – в доверительном управлении ГК «Автодор». Всего за 11 месяцев на федеральной сети страны введено в эксплуатацию свыше 4,9 тысячи км, из них более 435 км – объекты строительства и реконструкции. В частности, большой объем работ выполнен на сети дорог, подведомственных Росавтодору.
– В 2025 году нам удалось реализовать ряд масштабных значимых проектов. Благодаря федеральному проекту «Развитие федеральной сети» национального проекта «Инфраструктура для жизни» за 11 месяцев введено в эксплуатацию 4,2 тысячи км федеральных дорог, подведомственных Росавтодору, из них 115,2 км – объекты строительства и реконструкции. Это очередной большой шаг на пути к созданию качественной и надежной транспортной инфраструктуры в российских регионах, обеспечению комфортных и безопасных условий для перевозок пассажиров и грузов, созданию транспортной инфраструктуры на принципах бесшовной логистики, повышению качества жизни людей, – подчеркнул руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков.
В частности, в Чеченской Республике в этом году продолжилась комплексная работа по капитальному ремонту участков федеральной трассы Р-217 «Кавказ» с 59-го по 69-й км между селами Итум-Кали и Ведучи. Работы выполнены на подъезде к популярному туристическому комплексу «Ведучи», в горной местности с сейсмичностью порядка 9 баллов по шкале Медведева – Шпонхойера – Карника.
Один из крупнейших объектов на региональной дорожной сети – мост через реку Обь в Сургуте (Ханты-Мансийский автономный округ), построенный благодаря национальному проекту «Инфраструктура для жизни». Сооружение ввели в эксплуатацию в середине октября, только за первый месяц им воспользовалось более 100 тысяч транспортных средств.
Масштабный инфраструктурный объект, помимо самого моста через реку Обь, включает в себя еще восемь искусственных сооружений и 43 км автомобильной дороги. Кроме разгрузки существующего транспортного потока, мостовой переход оказывает значительное влияние на развитие транспортной сети региона и страны в целом. Он является частью ключевых маршрутов федерального значения Тюмень – Сургут – Салехард и Пермь – Ханты-Мансийск – Нижневартовск – Томск, а также входит в международные транспортные направления Арктика – Азия и Северный широтный ход.
Одна из ключевых задач нацпроекта «Инфраструктура для жизни» – снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в полтора раза к 2030 году, а также в два раза – к 2036 году по сравнению с показателем 2023 года. Для ее достижения реализуется целый комплекс мероприятий, среди которых – обустройство дорожных объектов элементами безопасности.
Так, за 11 месяцев на объектах нацпроекта установлено более 400 светофоров, свыше 133 тысяч погонных метров линий уличного освещения, более 450 тысяч погонных метров барьерных и более 100 тысяч погонных метров пешеходных ограждений. Кроме того, обустроено 412,7 тысячи погонных метров тротуаров и 7,6 тысячи погонных метров пешеходных дорожек, 2,6 тысячи погонных метров шумовых полос, установят более 63 тысяч дорожных знаков.
Кроме того, в регионах проводится масштабная работа, направленная на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма. В частности, в 2025 году уже в шестой раз прошла всероссийская онлайн-олимпиада «Безопасные дороги». Ее участниками стали 6,3 миллиона школьников со всей страны, это на 15% больше, чем годом ранее.
Повысить безопасность всех участников дорожного движения, а также оптимизировать транспортные потоки позволяют и интеллектуальные транспортные системы, которые благодаря нацпроекту уже внедряются в 65 крупнейших городах страны.