35 лет «Кубанским новостям». Наш первый главред
Создателем газеты и первым ее главным редактором был известный журналист Петр Придиус. Он был не только ее руководителем, но и постоянным автором злободневных заметок, которые публиковались под псевдонимом Степан Хуторской.
Легенда № 19
Осенью 1990 года председатель Совета народных депутатов Краснодарского края Николай Кондратенко попросил депутата крайсовета Петра Придиуса подобрать кандидатов на должность редактора новой газеты. Требовался опытный журналист, который создаст с нуля и возглавит общественно-политическое издание регионального уровня.
С присущими ему ответственностью и дотошностью Петр Придиус составил список из 18 кандидатур, в профессиональных качествах которых был уверен. Выбирая, опирался на свой четвертьвековой опыт работы в кубанской журналистике, включавшей (что очень важно в данной ситуации) и шестилетнее заведование сектором печати крайкома КПСС. Позже Петр Придиус признавался, что, создавай он этот список на пару-тройку лет позже, многих в нем не оказалось бы: 90-е с их испытанием людей на человечность только начинались.
Впрочем, позже выяснилось, что и сам список с 18 кандидатами председателю крайкома был нужен постольку-поскольку, разве что из любопытства: включит в него автор свою фамилию или нет?
Шестилетнего опыта работы в крайкоме Петру Придиусу оказалось маловато для того, чтобы заподозрить подвох. Кадровый вопрос был решен заранее, и, перебирая кандидатуры, будущий главный редактор, по сути, уже занимался созданием газеты, пусть даже не подозревая об этом.
Николай Кондратенко внес в список кандидатуру № 19, вычеркнул из него все предыдущие и убедил упиравшегося поначалу Петра Придиуса в том, что в то время и в тех условиях только он способен справиться с поставленной сверхзадачей.
Впереди у Петра Ефимовича было 10 с половиной тяжелых, но невероятно интересных лет созидания в «Кубанских новостях», а позади – путь, пройдя который он и стал первым главным редактором газеты, до сих пор имеющей статус главной на Кубани.
Без страха и упрека
Первое десятилетие жизни газеты «Кубанские новости» было временем постоянной борьбы и бесконечных конфликтов. Начало 90-х очень хорошо к этому располагало. Страна бурлила переменами, каждый, казалось, воевал с каждым.
В первую очередь появление нового издания, которое к тому же стало резко набирать тираж, не обрадовало коллег по газетному цеху. Накал конкурентной борьбы зашкаливал, шла война компроматов, взрывались бомбы – к сожалению, не только на газетных страницах.
• Петр Придиус (16 ноября 1991 – 31 июля 2001)
• Евгений Филимонов (20 июня 2002 – 14 апреля 2004)
• Вячеслав Смеюха (16 апреля 2004 – 16 декабря 2004), (25 января 2011 – 13 января 2015)
• Елена Золотова (14 января 2015 – 14 февраля 2017)
• Евгений Хомутов (27 декабря 2004 – 24 января 2011), (с 15 февраля 2017 по настоящее время)
Ну и, конечно, разделение общества на несколько политических лагерей тоже не могло не отражаться на содержании газеты. Общественно-политической как-никак.
С первого номера у газеты появились верные друзья. Но и непримиримые враги, увы, тоже. Особенно опасными из их числа были те, в чьих руках была власть в крае. Они могли выключить электричество в редакции в день сдачи номера или неделями не перечислять газете заработанные на публикации официальных документов деньги, или годами откладывать решение острейшего для коллектива вопроса о собственном здании – арендованный этаж обрастал все новыми фанерными перегородками, половинившими кабинеты.
Журналисты могли отвечать на эти выпады только новыми, еще более острыми публикациями. И главный редактор «Кубанских новостей» Петр Придиус был первым, кто «к штыку приравнял перо», как и положено главнокомандующему.
«Со своими не воюем»
Чем враждебнее вились вихри над редакцией, тем теснее были ряды ее бойцов. По крайней мере, к этому стремился Петр Придиус. Обретя, по его собственным словам, в довольно зрелом возрасте «третьего ребенка» – газету «Кубанские новости», он и всех, с кем над ней работал, считал одной семьей, а редакцию – вторым домом.
При этом Петр Придиус не был «добреньким» руководителем. Голос практически никогда не повышал, но при необходимости мог двумя фразами одернуть человека и вернуть его в рабочее состояние – на язык был очень остер. Впрочем, чаще пользовался своим даром в более мирных целях, создавая отточенными шутками доброжелательную атмосферу на редакционных планерках.
В долгу неоплатном
Родился Петр Ефимович в казачьей семье в станице Бесстрашной Отрадненского района. И земляки-отрадненцы всегда были для него особой кастой, людьми, которым можно проходить без стука и без очереди в любой из его кабинетов.
Как вспоминают коллеги, на столе Петра Ефимовича всегда лежало несколько записок – кому надо позвонить, за кого попросить, что у кого выяснить. Отказать никому не мог – звонил, просил, выяснял. Находили его везде: междугородными звонками – в кабинете, визитами без предупреждения – в редакции, а то и дома. Когда приезжал на родину, то всегда был в окружении людей и не расставался с блокнотом, из которого часть фамилий и телефонов позже оказывались в записках на столе.
Так и не сбывшейся его мечтой было восстановить разрушенную церковь в родной Бесстрашной.
По словам дочери Петра Ефимовича Майи Придиус, со временем отношение к вере у отца менялось. Отрицательным оно не было никогда, даже в годы работы в крайкоме партии «установку на атеизм» в семье не делал. Своя, внутренняя, не напоказ, дорога к храму у Петра Придиуса была. И были на этом пути свои чудеса и знамения.
– За две недели до смерти папа поехал в Бесстрашную, а вернувшись, рассказал фантастическую историю. Может быть, в связи с болезнью или по другим причинам, но он решил покреститься и рассказал об этом местным. Хочу, мол, на родине, но церковь здесь разрушена и не скоро еще восстановят, думаю вот, что делать. А один из стариков ему: «Петро, да ты шо? Мы ж с кумой тебя крестили, когда ты еще мальцом был!» – рассказала Майя.
Это была его последняя поездка на родину. Умер он 14 октября, на Покрова, в праздник, который очень любил. В этот день он всегда приезжал в Бесстрашную, в станицу, где родился, где, как оказалось, крестился и куда всегда стремилась его душа.