Юрий Костомаха: «Можно быть уверенным, что сертифицированный оператор БПЛА гарантированно будет востребован и в мирной жизни»
Юрий Костомаха принял решение стать оператором беспилотных систем в августе 2024 года, когда нацисты вторглись в Курскую область. Он взял позывной Крас – потому что краснодарец.
Специальная военная операция на Украине кардинально изменила характер боевых действий. Так, в начале СВО беспилотники считались едва ли не экзотикой. Но очень быстро стало очевидным, что именно «глаза» в небе являются залогом победы в бою, FPV-дроны (First Person View, или «взгляд от первого лица») – самое эффективное средство поражения противника, а операторы – элита вооруженных сил.
Вершиной признания важности БПЛА в условиях современной войны стало создание 12 ноября 2025 года войск беспилотных систем.
Руководитель краевого отделения «Молодой Гвардии», депутат городской Думы Краснодара Юрий Костомаха пошел на фронт в октябре 2024 года и в составе легендарного подразделения ГРОМ «Каскад» освобождал Курскую область от захватчиков.
Зрелое решение
– Вы дипломированный инженер-энергетик. Этим обусловлен выбор стать оператором БПЛА?
– Высшее инженерное образование скорее было подспорьем при освоении боевой специальности, а не решающим фактором. Вместе со мной в подразделении достойно служили и люди, которые с техникой изначально были на «вы», но быстро освоились и успешно выполняли боевые задачи. А многие и сейчас воюют.
В моем случае выбор военной специальности обусловлен увлечением авиацией. Я с детства хотел стать летчиком, но здоровье не позволило осуществить мечту. Однако тяга ко всему, что связано с небом, у меня не прошла, и решение стать оператором БПЛА было абсолютно естественным. В плане подразделения для службы тоже сомнений не было: ГРОМ «Каскад».
– Почему именно там хотели служить?
– С момента образования этого подразделения в 2022 году мы по линии «Молодой Гвардии» тесно сотрудничаем с ГРОМ «Каскад». Наша волонтерская рота активно помогает бойцам подразделения, грузы идут на постоянной основе. Кроме того, мы, молодогвардейцы, знаем и уважаем Героя ДНР, Героя России боевого командира Дмитрия Владимировича Саблина, который стоял у истоков создания «Каскада». Много молодогвардейцев, в том числе из Краснодарского края, служили и служат в ГРОМ «Каскад».
Что касается желания идти на фронт, то оно у меня было с самого начала СВО. Особенно обострялось после каждой поездки в зону боевых действий или на помощь жителям новых территорий. Видя, как ребята бьются с врагом, невозможно оставаться в стороне. А окончательно решение созрело после вторжения нацистов в Курскую область. Тем более что ГРОМ «Каскад» в числе первых передислоцировали, чтобы преградить дорогу врагу.
– И как это решение восприняли родные?
– Как все родные люди – беспокоились. Но в то же время понимали, что, как мужчина, не могу поступить иначе. Сейчас гордятся, хотя я не считаю свой поступок чем-то выдающимся: сделал то, что должен был.
На фронте двойки не ставят
– Сколько времени требуется на трансформацию из гражданского человека в бойца?
– У нас теоретическое обучение заняло две недели, но в целом мы учились уже непосредственно в боевых условиях под руководством опытных наставников. И могу сказать, что именно такой формат обучения дает максимально быстрые и эффективные результаты.
Симуляторы имитируют боевую обстановку, но все равно не дают полной картины. Ведь при реальной работе не бывает одинаковых вылетов. Всегда возникают ситуации, которые приходится решать в процессе выполнения задания. Очень много подводных камней: средства РЭБ (радиоэлектронная борьба), ветер, БПЛА противника, которые пытаются таранить твою «птичку», и так далее.
Конечно, вначале многое зависит от базовых исходных. Например, я с дронами на бытовом уровне неплохо знаком, и мне было легче в обучении. Однако были и ребята, которые вообще не имели никакого представления о БПЛА. Сначала им тяжелее приходилось, но в боевой обстановке они быстро освоили специальность. На фронте же двойки за невыученный урок не ставят, там твои навыки, профессионализм и ответственность прямо пропорциональны выполнению задания и шансу вернуться домой живым и здоровым.
– Оператор БПЛА является приоритетной целью для противника. Есть ли какие-то алгоритмы, которые позволяют оставаться незаметным для врага, и учат ли им?
– Специальная военная операция уже вошла в историю скоростью изменения характера боевых действий. Поэтому методы борьбы постоянно совершенствуются и, что важнее, сразу применяются на фронте.
Но есть константы. Тактическая медицина – это еще один важнейший аспект, которому нас обучали в неменьшей степени, чем основам боевой специальности. Если ты не можешь оказать помощь себе, то станешь обузой для своих товарищей. А значит, поставишь под угрозу их жизни и выполнение задания. И в то же время ты обязан не просто знать, как помочь раненому товарищу, но и уметь это сделать в экстремальных условиях. Нас, как и всех военнослужащих, основам тактической медицины и оказанию самопомощи учили настолько плотно, что эти знания навсегда впечатались в память. Думаю, что и в мирной жизни эти навыки крайне необходимы каждому человеку. Та же помощь пострадавшим в ДТП или на пожаре, оказанная правильно и своевременно, спасет жизнь, ведь правило «золотого часа» в медицине незыблемо.
Если надо, повторим
– Очевидно, что люди, прошедшие боевое крещение, становятся основой управленческой системы на всех уровнях. Почему так происходит?
– Это естественный процесс, потому что именно в боевой обстановке в человеке сразу проявляются сильные и слабые стороны. Так было всегда. Во-первых, тот, кто принял для себя решение встать на защиту Отчизны с оружием в руках, – патриот по определению. Ему не надо ничего никому доказывать, поступок говорит сам за себя. А если ты патриот, значит, главная твоя цель в том, чтобы родная страна стала лучше, сильнее, безопаснее. То есть у человека уже заложено работать на общее благо.
– А во-вторых?
– На фронте как нигде понимаешь значение слова «товарищ». Чтобы выполнить задание и вернуться домой, ты должен на 150 процентов верить своим сослуживцам и быть готовым самому отдать за них самое дорогое. Без всяких исключений. На гражданке это называется умением работать в команде и этому учат людей, проводят тимбилдинги. На фронте все намного проще: ты просто доверяешь свою жизнь тем, кто рядом. То есть у каждого бойца максимальный уровень самодисциплины, ответственности и готовности к самопожертвованию. А если военнослужащий является командиром расчета, взвода, роты, батальона, ответственность кратно возрастает. Это уже готовый управленец, который даже в самой экстремальной ситуации найдет правильное и оптимальное решение. В боевых условиях командир отвечает за все.
Поэтому в том, что ветераны боевых действий играют все большую роль в мирной жизни, налицо железная логика.
– После того как войска бесплотных систем официально появились в составе Вооруженных сил России, активизировалась кампания по привлечению молодых людей в ряды операторов БПЛА. Вы рекомендовали бы подумать об этом предложении?
– Рекомендуют хорошее место для проведения отпуска, а защита Родины – это потребность каждого нормального гражданина. Одни идут на фронт, другие помогают своим защитникам. Каждый вносит свой вклад в победу. А прежде чем принять решение взять в руки оружие, надо спросить у себя: зачем? Правильный ответ: не могу иначе. Тогда никаких сомнений не останется.
Для мужчины лучшей возможности проверить себя просто не существует. Лично я готов в любой момент вернуться на фронт. Скажу больше: меня, как и всех, кто прошел эту школу жизни, тянет «за ленточку». Там все предельно понятно: где враг, где друг. Приказ – закон. И никакой свежесваренный кофе на веранде с видом на море не сравнится с кружкой горячего чая из пакетика в блиндаже. А боевое братство – это навсегда.
Что же касается именно специальности оператора БПЛА, то ведь это не только военная профессия. В мирной жизни бойцы войск беспилотных систем будут очень востребованы. Направление БПЛА активно развивается. Применение дронов стало обычным делом в сельском хозяйстве, геологоразведке, топографии, контроле соблюдения правил дорожного движения, доставке и так далее. Можно быть уверенным, что сертифицированный оператор БПЛА – после обучения мне, как и другим сослуживцам, пришли документы на «Госуслугах», – тем более с боевым опытом, гарантированно будет востребован. Но чтобы все это сбылось, нам нужна победа, и все мы ее приближаем, как можем.
Иван Прытыка