Общество

Радиоактивный «подарок» для Гренландии: как авария бомбардировщика В-52 едва не привела к ядерной катастрофе в Арктике

21 января 1968 года в Гренландии разбился бомбардировщик B-52G Stratofortress ВВС США с теромядерными бомбами на борту. Фото: Изображение сгенерировано нейросетью.

Одной из самых опасных страниц в истории Холодной войны стала американская программа «Хромированный купол» (Chrome Dome), в рамках которой стратегические бомбардировщики B-52 с ядерным оружием на борту круглосуточно дежурили в воздухе, готовые нанести удар по СССР.

Кульминацией и печальным финалом этой программы стало крушение бомбардировщика над авиабазой Туле в Гренландии, произошедшая 21 января 1968 года. В тот день плановый полет «стратега» едва не привел к ядерной катастрофе в Арктике. В середине 90-х годов часть документов по этой аварии была рассекречена, а в 2008 году журнал «Тайм» внес её в список самых опасных ядерных инцидентов.

В-52 как фактор «ядерного сдерживания»

Военная программа «Хромированный купол» предполагала постоянное воздушное патрулирование бомбардировщиков B-52 с ядерным оружием на борту. Самолеты находились в воздухе в режиме 24/7, полеты проходили по северному и южному маршрутам, охватывая Атлантический океан, Средиземное море и Арктику. Целью программы было не только обеспечение гарантированного ответного ядерного удара по СССР, но и наблюдение за ключевыми объектами, таким как радиолокационная станция на авиабазе Туле.

Авиабаза Туле, ГренландияФото: ВВС США, Общественное достояние, via Wikimedia Commons

База Туле, расположенная на севере Гренландии (территория Дании), служила важнейшим узлом системы раннего предупреждения о ракетном ударе (BMEWS). В случае внезапной атаки и потери связи с ней, экипажи патрульных самолетов могли бы визуально подтвердить факт удара.

Роковая случайность или закономерность

21 января 1968 года бомбардировщик B-52G из 380-го стратегического крыла, вылетел с базы Фэрчайлд (штат Вашингтон) и начал выполнение своего обычного патрульного полета. На его борту находились четыре термоядерные авиабомбы B28FI общей мощностью около 3,45 мегатонн .

Примерно через шесть часов полета, в 15:22 по Гринвичу, в кабине B-52 начался пожар, причиной которого стали поролоновые подушки, закрывающие вентиляционные решетки системы обогрева кабины. А загорелись они потому что система работала некорректно – в кабину напрямую от двигателей поступал слишком горячий воздух.

Boeing B-52G Stratofortress Фото: Майк Фрир - Touchdown-aviation (GFDL 1.2 or GFDL 1.2), via Wikimedia Commons

Густой и едкий дым быстро заполнил кабину до такой степени, что пилоты перестали видеть показания приборов. Экипаж пытался справиться с пожаром, но системы пожаротушения оказались неэффективны. Командир был вынужден отдать экипажу приказ об эвакуации. Шесть членов экипажа из семи благополучно катапультировались. Один из пилотов не смог покинуть самолет и погиб.

Покидая бомбардировщик экипаж надеялся, что он упадет в океан, однако неуправляемый B-52 в какой-то момент развернулся, вошел в пике и на огромной скорости врезался в лед залива Северная звезда в нескольких километрах от взлетно-посадочной полосы американской авиабазы Туле.

Удар был такой силы, что, по словам очевидцев, одно из зданий на базе «затряслось, как будто произошло землетрясение». В месте падения в двухметровом льду образовалась полынья диаметром почти в 50 метров. Сгоревшее топливо оставило на льду черный след размером 670х120 метров. Обломки самолета раскидало в радиусе 3 км от места его падения.

Почему не произошел ядерный взрыв

К счастью, 4 термоядерные бомбы, находившиеся на борту бомбардировщика, не сдетонировали. Они были оснащены системами безопасности (PAL), которые блокировали взрыв без ввода специального кода. Кроме того, бомбы были сконструированы так, чтобы случайная детонация обычной взрывчатки (в данном случае – при падении) физически не могла сжать ядерный заряд до критического состояния.

Аэрофотосъёмка места катастрофы. Чёрное пятно – лёд, потемневший из-за сгоревшего топлива. Фото: ВВС США, Общественное достояние, via Wikimedia Commons

Зато при ударе об лед сдетонировали десятки килограмм тротила, предназначенного для подрыва ядерных зарядов. Мощный разрыв буквально разметал корпуса бомб, что привело к выбросу около 7,5 кг их радиоактивной начинки (плутоний-239, уран-235 и тритий).

Операция «Ледяной гребень»

Сразу после катастрофы США начали операцию по ликвидации последствий под кодовым названием Project Crested Ice . В условиях полярной ночи и сильных морозов сотни специалистов приступили к поиску бомб (или их обломков), а также к сбору и утилизации радиоактивного льда и снега. Всего в этих работах участвовали около 2500 человек, две трети из которых были граждане Дании.

С помощью грейдеров зараженный лед и снег снимали на глубину до 5 см, все собранное собирали в стальные цистерны, которые США первоначально намеревались захоронить на дне океана непосредственно у берегов Гренландии, но датчане настояли на том, чтобы американцы «всё своё добро» вывозили на свою территорию и уже там проводили необходимые мероприятия по его обеззараживанию.

Загрязненный лед загружается в стальные резервуары для отправки в США для переработки в рамках проекта Crested IceФото: ВВС США, Общественное достояние, via Wikimedia Commons

Работы по очистке зараженной территории продолжались до ноября 1968 года. Всего было собрано и вывезено в США более 6700 м³ радиоактивных материалов. В июле 1968 года был опубликован отчет Комиссии по атомной энергии (AEC), в котором говорилось, что «было извлечено 85 процентов урана и 94 процента по весу трех вторичных компонентов». Последующие исследования, проведенные датчанами в 2001-2016 гг., показали, что около 1 кг радиоактивных материалов осело на дне залива.

В рамках операции Crested Ice велись также и подводные работы. В августе 1968 года с помощью глубоководного аппарата Star III проводились поиски обломков ядерных бомб на дне. Эти поиски были засекречены – позднее датчане предположили, что главной целью этих поисков был «урановый сердечник» одной из утерянных бомб. Нашли его, или нет – не ясно. Американцы отчитались, что нашли. А как там по факту – вопрос.

«Тулегейт»: политический взрыв вместо ядерного

Последствия катастрофы вышли далеко за рамки экологии.

Ядерный инцидент вызвал серьезный дипломатический кризис в отношениях США с Данией, которая проводила политику, запрещавшую размещение ядерного оружия на своей территории (включая Гренландию). Вашингтон же десятилетиями скрывал факт пролетов бомбардировщиков с ядерными бомбами над Гренландией и их дежурство вблизи ее берегов. Авария всё раскрыла и привела к массовым протестам в Дании.

Крушение стратегического бомбардировщика в Туле, уже не первое в череде подобных инцидентов с ядерным оружием, стало весьма наглядной иллюстрацией того, мир мог в любую минуту оказаться на грани ядерной катастрофы даже не из-за злого умысла, а из-за нелепой случайности, технических неполадок или человеческого фактора.

СССР выразил решительный протест против продолжения полётов американских бомбардировщиков с ядерным оружием на борту. Москва отмечала, что такие полеты над территориями иностранных государств и над мировым океаном крайне опасны, бессмысленны и, помимо прочего, угрожают ядерным заражением окружающей среды.

Разумеется, катастрофа нанесла существенный урон экологии региона. Несмотря на низкий, по оценкам экспертов, текущий уровень радиации, загрязнение по-прежнему остается проблемной частью экосистемы Арктики. Исследования (в том числе датские 2000-х и 2010-х годов) показывают, что радиоактивное загрязнение все еще присутствует в донных отложениях залива.

В 1995 году датский Институт клинической эпидемиологии провел обследование участников операции по ликвидации последствий аварии, которое выявило, что среди них уровень смертности от онкологии на 50 % выше, чем в среднем по населению Дании, и на 40% выше, чем у тех, кто был на базе в Туле до или после аварии. Опрос 1995 года выявил 410 смертей от рака среди выборки из 1500 рабочих

Как ни странно, но даже при таком, казалось бы очевидном факте, прямой взаимосвязи повышения уровня онкозаболеваний с повышением уровня радиации Институт не выявил. Кроме того, коренные жители Гренландии десятилетия сигнализировали о наличии проблем со здоровьем не только у людей, но и у животных.

Потерянная бомба?

Начиная с 1987 года в некоторых СМИ начали периодически появляться материалы, в которых утверждалось, что одна из четырех бомб в Гренландии так и не была найдена. В ноябре 2008 года обозреватель Би‑би‑си Гордон Карера, после изучения нескольких сотен рассекреченных документов, опубликовал цикл статей о катастрофе над Туле, выдвинув сенсационное предположение, что вопреки заверениям Пентагона одна из ядерных бомб с потерпевшего крушения В-52 не была разрушена и оказалась утерянной. Карера предположил, что именно её поиски могли стать целью подводных работ, проведённых в августе 1968 года.

Комплект из четырёх термоядерных бомб B28 Фото: ВВС США, Общественное достояние, via Wikimedia Commons

Дания запросила от Белого дома дополнительные разъяснения по фактам, изложенным в этих статьях, но американцы ответили отказом. Тогда министр иностранных дел Дании Пер Стиг Меллер поручил Датскому Институту международных исследований ( (DIIS) провести независимую проверку рассекреченных материалов, оказавшихся в распоряжении журналиста ВВС.

В августе 2009 года DIIS представил отчет своего расследования, в котором утверждалось, что гипотеза Гордона Карера об утерянной бомбе является спекулятивной и не находит документального подтверждения. Похоже, это заключение устроило всех. Официальные позиции США и Дании, основанные на рассекреченных документах и отчете независимой комиссии, зафиксировались на выводах, что все четыре бомбы в том или ином виде были обнаружены.

Закономерность, а не случайность

И всё-таки авария над Туле не была случайностью. Она стала закономерным финалом одной из самых авантюрных и опасных историй Холодной войны. За семь лет существования программы «Хромированный купол» было зафиксировано как минимум пять опасных происшествий с ядерным оружием, каждое из которых лишь приближало мир к ядерной катастрофе.

Схема полетов вылетов бомбардировщиков B-52 в рамках операции «Хромированный купол». Фото: Правительство США, Public domain, via Wikimedia Commons

Сразу после аварии В-52 в Гренландии министр обороны США Роберт Макнамара изменил программу – полеты стали проходить без ядерного оружия на борту. А 17 февраля «ядерные патрули» и вовсе прекратили. В эпоху межконтинентальных баллистических ракет высокие риски таких полетов окончательно перевесили их стратегическую пользу.

Предвестники катастрофы в Гренландии

Авария в небе над Туле стала пятой (из известных) в рамках проекта «Хромированный купол». Она наглядно показала, что даже в «безопасном» режиме ядерное оружие таит в себе потенциальную угрозу. И у неё были не менее опасные предвестники – общественности стали известны как минимум 4 инцидента различной тяжести, которые произошли с американскими бомбардировщиками В-52 в период с 1961 по 1968 гг.

  • 1. Голдсборо, Северная Каролина, США. 24 января 1961 г.

Всего через три дня после инаугурации президента Кеннеди произошло то, что позже назовут «чудовищной катастрофой». Бомбардировщик B-52G разрушился в воздухе из-за усталостной трещины в правом крыле. Три члена экипажа из восьми погибли.

На борту самолета были две термоядерные бомбы Mark39. На одной из них сработала парашютная система спуска, и она практически без повреждений спустилась на землю. Правда, позже, когда рассекретили документы по этой катастрофе, выяснился довольно шокирующий факт – в системе взведения бомбы три из четырех предохранителей перешли в боевое положение. Этот случай показал, что системы безопасности ядерных зарядов могут эффективно работать, но их надежность все еще зависит от стечения обстоятельств.

А вот вторая бомба на огромной скорости врезалась в болото, уйдя на глубину более 50 метров. Её урановый сердечник и плутониевые компоненты так и не были извлечены. Потом правительство выкупило территорию болота радиусом 122 метра и установило контроль над участком, оставив бомбу в илистом дне болота как в саркофаге.

  • 2. Юба-Сити, Калифорния, США. 14 марта 1961 г.

Не прошло и двух месяцев после катастрофы в Голдсборо, как программа «Хромированный купол» вновь напомнила о себе. У бомбардировщика B-52F произошла разгерметизация кабины. Командир воздушного судна был вынужден резко снизиться и продолжать полет на высоте 3300 метров. Но на такой высоте полета шёл повышенный расход топлива, из-за чего самолет просто не смог дотянуть до аэродрома.

Экипаж был вынужден катапультироваться. Пилоты выжили. Самолет с двумя ядерными бомбами на борту разбился. В результате крушения бомбы Mk39Mod2 при ударе самолета о землю вылетели из бомболюков. Защитные механизмы и в этот раз сработали штатно. Бомбы были извлечены из груды обломков и эвакуированы.

  • 3. Гора Элефант, Мэн, США. 24 января 1963 г.

Бомбардировщик B-52C Stratofortress попал в зону сильнейшей турбулентности, лишился вертикального стабилизатора и врезался в покрытую лесом гору в в округе Пискатакис, штат Мэн. Из пяти членов экипажа выжили только двое. Среди искореженных и горящих обломков спасатели обнаружили две практически целые термоядерные бомбы B53-Y1.

Что любопытно, за три дня до катастрофы у аналогичного бомбардировщика (61-023) так же оторвался вертикальный стабилизатор. Инцидент произошёл во время во время испытательных полетов в Нью-Мексико с целью выявления структурных недостатков планера. Тогда экипажу при помощи инженеров Boeing на земле удалось безопасно посадить самолет.

  • 4. Паломарес, Испания. 17 января 1966 г.

Эта катастрофа стала прологом к аварии над Туле и первым случаем масштабного радиоактивного заражения территорий за рубежом. Во время дозаправки в воздухе над испанской деревней Паломарес бомбардировщик B-52G Stratofortress столкнулся с воздушным танкером KC-135. Оба самолета рухнули на землю. Жертвами катастрофы стали семь человек – весь экипаж самолета-заправщика, и 3 члена экипажа В-52.

На борту бомбардировщика находилось 4 бомбы B28FI. Три бомбы упали на сушу. Две из них разрушились, в результате чего было рассеяно около 2 кг плутония-239, что привело к радиоактивному заражению местности. Четвертая бомба упала в Средиземное море. В её поисках участвовали три десятка кораблей и глубоководный аппарат «Алвин». Поиски бомбы и попытки ее поднять со дна моря продолжались 80 дней и стали дорогостоящей операцией на глазах у всего мира (процесс ее поиска и поднятия достоин отдельного рассказа).

США пришлось провести масштабную операцию по очистке. Мероприятия по дезактивации земли длились с января по октябрь 1966-го., в них участвовали до 6000 военных, ученых и инженеров. Американцы вывезли в США тысячи тонн зараженной почвы для ее последующего захоронения в Южной Каролине, а также выплатили компенсации на сумму около $50 млн.

Эти происшествия продемонстрировали весь спектр проблем программы полетов с ядерным оружием и предупреждали о потенциальных её угрозах. Ядерная катастрофа могла произойти в любой момент, и причиной могло быть все что угодно – и конструктивные слабости техники (аварии в Голдсборо и Юба-Сити), и сложные погодные условия (Гора Элефант), и ошибки пилотов даже при рутинных операциях (Паломарес).

Авария в Гренландии, причиной которой было сочетание технической неисправности и человеческой небрежности, стала последней каплей, наглядно доказав, что система, созданная для сдерживания войны, сама стала источником слишком высокого риска.

Проблемы безопасности полетов не были чем-то исключительным, характерным только для программы «Хромированный купол». Такие инциденты случались и раньше, и не исчезли с закрытием программы. В период с 1950 по 1980 гг., только в США было зафиксировано 32 авиационных инцидента с участием ядерного оружия.

Очевидно, аналогичные аварии были и по другую сторону океана – в СССР. Но информации о советских инцидентах крайне мало, а достоверной – еще меньше. Самой «известной» стала катастрофа Ту-95МС над Тихим океаном в феврале 1976 года, когда «стратег» с двумя термоядерными бомбами рухнул в Охотское море недалеко от Сахалина.

Ходили слухи, что большие советские военачальники решили бомбы со дна моря не доставать, чтобы не разрушить их в процессе подъема и не вызвать радиоактивного заражения. Якобы потом американцы нашли и подняли эти бомбы. Но в Сети нет никаких достоверных источников, подтверждающих эту версию. Впрочем, как и нет достоверной информации по факту крушения советского бомбардировщика под Сахалином. В немногочисленных публикациях на эту тему авторы ссылаются на некое заявление экс-министра обороны России Игоря Родионова от 2005 года, в котором он поведал общественности об этой аварии. Однако, ссылку на первоисточник найти тоже не удалось.

От Хромированного купола к Золотому

Однажды Гренландия уже чуть не стала жертвой авантюрной военной программы Вашингтона. Прошло почти 60 лет, и уровень авантюризма американских политиков заметно вырос. Впрочем, как и их аппетиты. Теперь им этот арктический остров нужен для строительства масштабной системы противоракетной обороны «Золотой купол», которую недавно анонсировал Дональд Трамп. Но сегодня ограничиваться куском земной тверди, покрытой льдом, они не собираются. Новая система ПРО предполагает и милитаризацию космоса, где планируется развернуть огромную группировку спутников слежения, а также «ударных» спутников, которые должны будут сбивать ракеты противника высокоэнергетическими лазерами или за счет своей кинетической энергии. Какие угрозы несут эти «Звездные войны»? Миру еще только предстоит это выяснить.