Геленджику улыбается Пушкин: легендарные гении русской словесности отправляются на курорт даже после своей жизни
Призраки Лермонтова, Пушкина и других прославленных писателей продолжают воплощаться в памятники и бюсты в черноморских парках, скверах и на набережных.
Наш рассказ о не совсем обычных достопримечательностях Геленджика – о памятниках знаменитостям, которые ни разу не бывали в здешних местах. В таких мистификациях, если разобраться, мало странного. Даже наоборот, есть даже какой-то шарм загадочности и таинственности, считают специалисты.
Александр Пушкин дважды бывал на Кавказе. А вот в Геленджике, увы, – не довелось. Геленджикское укрепление было основано лишь спустя два года после того, как поэт оставил Кавказ. Тем не менее, одна из визитных карточек города – памятный знак, установленный на набережной в год 200-летия великого русского писателя. На базальтовом камне высечен барельеф Пушкина.
Памятник Михаилу Лермонтову появился в начале Лермонтовского бульвара, тоже на набережной курорта. Был открыт в 1956 году, реконструирован в 1998-м. Поэт изображен в военном мундире в глубокой задумчивости. Посещал ли Лермонтов Геленджик в сентябре 1837 года, как уверяют некоторые краеведы? В этом вопросе у историков нет единодушия. Однако среди горожан бытует легенда, что призрак Лермонтова появляется ранним утром накануне шторма.
Ярчайший представитель неоромантизма Александр Грин тоже никогда не был в Геленджике. Но это не помешало на набережной Геленджика открыть «Гринландию» – композицию, которая навеяна его самым известным произведением «Алые паруса». В 2011 году здесь появилась скульптура «Ассоль», а через 7 лет – бюст писателя. Местные власти объясняют такое внимание к литератору тем, что «дух его произведений полностью созвучен атмосфере курорта Геленджик».
– Принято считать, что тот или иной писатель бывал на Кубани, – говорит кандидат филологических наук Ольга Спачиль. – Даже жители нашего края не всегда ясно себе представляют, что подразумевается под словом «Кубань». Во-первых, это территория речного бассейна, а во-вторых, историческое название области XIX – начала XX веков, территориально совпадавшей с Кубанской областью до присоединения к ней Черноморской губернии с центром в Новороссийске.
Другое дело, что Лермонтов, Пушкин и, наверное, Грин хотели посетить Кубань, которая тогда считалась особенной землей, легендарной казачьей вольницей. Но судьба распорядилась иначе, и, например, писатель Антон Чехов увидел Екатеринодар только из окна железнодорожного вагона.
Но есть в Геленджике и немало мест, связанных с реальным посещением курорта прославленными соотечественниками. Например, в Джанхоте сохранился в первозданности дом Иллариона Короленко, брата писателя Владимира Короленко, построенного в 1901-1902 годах по планам и рисункам автора знаменитых «Детей подземелья». Уникальность достопримечательности в том, что она является единственным в РФ литературным музеем писателя. Сюда Владимир Короленко в период с 1889 по 1915 годы девять раз приезжал со всей семьей.