Панорама

Не мешки ворочать: почему программирование приравняли к шахматам

Участники фестиваль по спортивному программированию на призы ректора Кубанского государственного технологического университета фотографируются на память. Фото: Михаил Ступин

Программирование считается одним из наиболее инновационных отраслей IT-индустрии, а сегодня стала еще и спортивной дисциплиной. На Кубани уже прошли первые соревнования и отборы по формированию сборной.

Первый этап большого пути по выходу спортсменом-программистов на всероссийские и международные площадки – краевой турнир, который прошел в кубанской столице. Мероприятий такого формата раньше в нашем крае не было.

Дело в том, что только в 2022 году спортивное программирование было признано официальным видом спорта.

– Россия стала первой страной в мире, которая официально признала спортивное программирование видом спорта, – говорит президент краевой федерации спортивного программирования Сергей Алферов. – Алгоритмическое программирование развивает мышление, навыки и дух состязательности. Из-за того, что спортивное программирование стало видом спорта, у многих участников появится стимул к дальнейшему росту. У них, как у настоящих спортсменов, будут разряды, государственные звания, например, мастер спорта. У Краснодарского края будут и медали и своя сборная, которая будет выезжать на чемпионаты России и, возможно, мира.

По сути, спортивное программирование – это интеллектуальный, игровой вид спорта, как и шахматы. Ведь оценивается быстрота и чистота решения (должен быть составлен красивый программный код) и, конечно, очень важен результат. Ведь что такое спорт? Это – организованная по определенным правилам деятельность людей (спортсменов), состоящая в сопоставлении их физических и интеллектуальных способностей.

Шахматы ведь тоже считаются спортом. Вот и спортивное программирование требует высокой концентрации, стратегического мышления, напряжения ума, выносливости и мастерства. Участники соревнований проводят много времени и усилий на тренировки, чтобы улучшить свои навыки и стратегии игры.

Вот, что говорит бронзовый победитель фестиваля по спортивному программированию, студенту Кубанского государственного технологического университета Ярослав Захаров:

– Главное для меня в спортивном программировании – быть упрямым и не сдаваться. Нужно постоянно решать много задач и не бояться брать новые высоты. А если что-то не получается, то нельзя отчаиваться.

Наверное, многим интересно, как проходят соревнования среди программистов? Четыре часа участники сидят в двух аудиториях, оборудованных компьютерами. Они хоть и соединены общей сетью, но каждый изолирован так, чтобы полностью исключить взаимодействие спортсменов.

Испытуемым надо решить несколько задач. Два главных критерия, которые учитывались при наборе баллов, – объем памяти, который занимает созданная программа, и потраченное на это время. Устанавливался лимит времени и памяти.

Участник мог набрать максимум 300 баллов, но преимущество было у того, кто быстрее «добежит» до финиша.