Панорама

Три невероятные истории кубанских ветеранов

Один из последних снимков легенды военной разведки Василия Вертеля. Он вместе с внуком Никитой и шарпеем Машей. Фото: Юрий Ходзицкий

Как можно было Кремль с китайским посольством перепутать, груша-заступница и мыслимое ли дело – поймать 25 «языков» сразу.

Эти удивительные рассказы сохранились благодаря воспоминаниям участников Великой Отечественной войны из станицы Брюховецкой, Курганинска и Славянска-на-Кубани.

У китайцев

Житель станицы Брюховецкой, 91-летний партизан Дмитрий Беринчик рассказал: когда сразу после войны жил с семьей в Новошахтинске, его пытались выставить на улицу из съемной квартиры. Он поехал искать правду в Москву.

Как приехал, сказал сразу, что «по жилищному вопросу». Направили в длинный коридор. Справа – окошко. Сидела в нем девушка необычной красоты. Взяла документы и сказала: «Езжайте домой, ваш вопрос решен».

Воротился, а его сразу в горисполком вызывают. Оказывается, в Новошахтинске построили новый квартал. Сказали выбирать там любую квартиру. Но ключи давать долго не хотели. Пришлось звонить из кабинета чиновника в горисполком. В итоге разрешили выбрать любой ключ, тем более что они все были одинаковые.

Только позже Дмитрий Беринчик узнал, что не в Кремль с жалобой приезжал, а в китайское посольство… Перепутал.

Под грушей

В Курганинске есть столетний сад, за которым до сих пор ухаживает его ровесник – Илья Щеглов. В прошлом году ему исполнилось 100 лет.

Еще мальцом он принес в хату росток груши и начал за ним ухаживать. Когда исполнилось Илье 18, призвали паренька служить в Красную Армию. На дворе стоял 1941 год.

В годы Великой Отечественной войны Илья служил в артиллерии. И все время думал о своей «грушеньке». Иногда казалось, что в трудную минуту дерево ему помогает. А, может быть, и он – груше.

Щеглов участвовал в сражениях под Курском, а затем его боевой путь привел его в Польшу и, наконец, в Германию. Там он и его сослуживцы-артиллеристы палили по Берлину, где в бункере прятался Гитлер.

После демобилизации боец вернулся домой, в свою родную станицу Курганную, к семье.

Илье рассказали, что не брало ту грушу никаким снарядом. Хотели вроде ее немцы срубить, да в последний момент передумали.

А в 2020 году вокруг «щегловской груши» волонтеры посадили «Сад Памяти».

Пожалел «языка»

В апреле этого года не стало легенды военной разведки, ветерана из Славянска-на-Кубани Василия Вертеля. Ему было 100 лет. За годы Великой Отечественной войны он взял более сотни вражеских «языков». Бывало сразу по 25 немцев попадалось.

Но был один случай, который запомнился ветерану до конца дней.

Под Каховкой Василий с товарищами сцапали двух немецких наблюдателей. В какой-то момент разведчику стало жаль пленных. Дал им банку подсолнечного масла, чтобы хлеб туда макали. А немцы начали ложками уплетать. Их потом так прихватило с животом, они на допросе сидеть не могли– слово скажут и в кусты бегут.

Много лет прошло, война уже закончилась. В Ржеве увидел Василий, как один из военнопленных кричит ему из-за колючей проволоки: «Каховка! Каховка!» Вспомнил того «языка», который масло ложкой ел.

Кстати, фрица того отпустили домой (особисты сказали), поскольку семья его оказалась в зоне советской оккупации, на территории ГДР.