Панорама

Почему я не умею говорить «нет» — откровение, за которое стыдно и больно

Фото: сгенерировано

Актёр Ефим Шифрин признался, что не умеет отказывать — даже тем, кто нарушает его границы. Это приводит к боли, понебратству и внутреннему конфликту

«Я не умею говорить "нет". И от этого рушится вся моя система координат»

— Умею ли я говорить слово «нет»? Откровенно — не умею, — признаётся актёр Ефим Шифрин. — Отсюда и все мои несуразицы в жизни. Я подпускаю слишком близко людей, которым не могу отказать. А когда они переступают границы, уже поздно. Я сам это позволил.

Это признание — больше чем бытовая слабость. Это разговор о личных границах, о культурной традиции понебратства, об умении держать дистанцию, особенно в творческой среде, где все «братья» и «друзья».

«Все друзья. Для всех я — Фима. Там какая-нибудь девочка говорит: “Фима”, — ей 27, мне — почти 70. И я принимаю это. Потому что не умею сказать: “Я — Ефим Залманович”.»


«Ты» против «вы»

Шифрин вспоминает, как в Латвийском университете, где он учился, между студентами разных групп было принято обращаться на «вы». Даже не ровесники — вы. Эта форма обращения автоматически выстраивала дистанцию и уважение. А с ней — и возможность спокойно сказать «нет».

В Москве всё было иначе. «Ты» — сразу и всем. Даже преподаватели в училище чаще говорили «ты», и эта размытая граница со временем вошла в норму.

«Ты — это то, что допустимо. Это органично. А “вы” в русском языке — чёткая преграда. Границу переступить труднее».


Когда «да» становится ловушкой

Понебратство, признаётся артист, имеет и приятную сторону. Он ощущает себя ровесником коллег, чувствует «почти братскую любовь». Но цена за это — невозможность отказа.

— На все просьбы — да: найти врача, похлопотать перед кем-то. И даже больше: мне это нравится, — говорит он.

Но беда в том, что иногда это «да» становится пропуском для хамства. Для тех, кто не знает меры.

«Если человек не жлоб — всё работает. Но если жлоб — вся система рушится. А я не умею ему отказать. Жлобам надо говорить “нет”. А я говорю “да”.»


«Я могу сыграть злодея. Жлоба — нет»

В этом монологе Шифрин неожиданно проводит черту между эмоциями и сущностью. Он может сыграть злодея, потому что знает, что такое злость. Может сыграть ревнивца — потому что и сам ревновал.

А вот жлоба — нет. Потому что не понимает его сути. И не хочет понимать.


Личный выбор

Этот монолог — не просто история о неумении отказать. Это рассказ о культуре общения, о личной боли, о выборе быть добрым даже тогда, когда нужно быть жёстким.

И, возможно, самый сильный вывод здесь звучит просто:

«Жлобам надо говорить “нет”. А я им говорю: “да”.»