«Не болезнь, а особенность»: Татьяна Черниговская о том, что на самом деле значит дислексия
О дислексии в России знают мало, признаёт когнитивист и нейропсихолог Татьяна Черниговская. Между тем это явление напрямую влияет на судьбы тысяч детей и взрослых, а мифы вокруг него только усугубляют ситуацию.
Что такое дислексия
«Я не знаю, болезнь ли это в привычном смысле слова, — говорит Черниговская. — Это особенность, которая встречается у людей любого уровня интеллекта, возраста и социального слоя».
По её словам, статистики в России нет и даже специалисты часто не могут вовремя поставить диагноз. Но главное — помнить: дислексия не трагедия, а одна из форм индивидуальности.
Почему важно узнавать больше
«Самая большая проблема — низкая осведомлённость, — подчёркивает Черниговская. — Даже учителя часто не знают, что это такое. В педвузах должны быть специальные курсы, а не пара лекций с упоминанием термина».
Она отмечает, что отсутствие знаний ведёт к двойной ловушке: дома ребёнка ругают за «леность», в школе ставят единицы, потому что «не умеет читать». В итоге снижается самооценка, и это может сломать жизнь.
Как проявляется дислексия
Современные исследования позволяют отслеживать движения глаз во время чтения. «Мы видим, что дислексик пропускает куски текста, возвращается назад, тратит огромные усилия на расшифровку букв. Но на смысл сил уже не остаётся», — поясняет Черниговская.
Именно поэтому ребёнок может блестяще отвечать по математике или устно пересказывать материал, но терпеть полный крах при письме и чтении.
Где корни проблемы
По словам учёного, у части людей дислексия имеет генетическую природу. «Есть семьи, где нарушения языка передаются по наследству, и известны хромосомы, которые на это влияют», — говорит она. Но возможны и другие факторы: инфекции, неврологические особенности, биохимические сбои.
Можно ли «отремонтировать»
«Да, это корректируется, но это ювелирная работа, — подчёркивает Черниговская. — Недостаточно сказать "он дислексик". Нужно понять, что именно у него нарушено, и тренировать именно это».
Она приводит пример американского подростка с тяжёлой дислексией, который благодаря поддержке смог закончить престижный университет и построить научную карьеру: «Если бы ему не помогли, жизнь была бы сломана. А так он счастливый человек».
Успешные примеры
Среди людей с дислексией немало известных учёных, художников, писателей. «Я знаю профессора, который пишет книги, читает лекции, но на странице его рукописи можно насчитать 40 ошибок. Это не мешает ему быть выдающимся учёным», — отмечает Черниговская.
По её словам, стереотип, что дислексики успешны только в творчестве, неверен: «Можно стать кем угодно, если рядом окажутся понимающие родители и учителя».
Что нужно менять
«Государство должно поддерживать исследовательские центры и ассоциации, — говорит Черниговская. — А педвузы обязаны готовить учителей, которые умеют распознавать и сопровождать детей с дислексией».
Она уверена: инклюзивное образование возможно, но требует гибкого подхода и индивидуальных траекторий обучения.
Главное — не сломать ребёнка
«Родители должны понять: ребёнок не обязан быть Моцартом. Он обязан только одно — счастливо прожить свою жизнь», — подчёркивает Черниговская.
И добавляет: «Не позволяйте школе или семье внушить ребёнку, что он неудачник. Это особенность, такая же, как цвет глаз. Среди дислексиков может быть ваш будущий Эйнштейн или Пикассо».