Как бригадир Владимир Данилов победил легендарного хлебороба Клепикова
Бригадир Владимир Данилов, лауреат премии Ленинского комсомола, был достойным конкурентом знаменитого хлебороба Михаила Клепиков
В октябре прошлого года в России и бывших республиках Советского Союза широко отметили 100-летие комсомола. Более 200 миллионов молодых людей прошли в его рядах школу гражданского становления, мужества, трудового подвига, героизма. Да, комсомол ушел в историю, но память о том времени еще долго будет согревать души тех, кто привык тогда жить по принципу «раньше думай о Родине, а потом о себе».
Крепкий, как штангист-легковес
… Этот знаменательный день для Владимира Данилова, лауреата премии Ленинского комсомола, собрал на хуторе Кадухине Усть-Лабинского района немало тех, кто в свое время ковал славу этой земли. Вспомним всесоюзные трудовые движения «Умеешь сам – научи другого» и «Земля соседа – не чужая земля». А ведь они родились в 4-й бригаде бывшего колхоза «Кубань», возглавляемой дважды Героем Социалистического Труда легендарным Михаилом Клепиковым.
На примерах прославленных земледельцев росли молодые люди, а работали так, что порой «давали прикурить» признанным на всю страну мэтрам земледелия. Среди таких был и бригадир второй бригады колхоза «Россия» Владимир Данилов. Кто в те времена мог похвастаться урожаем пшеницы свыше 62 ц/га – больше, чем у самого дважды Героя? Да никто. Кроме Данилова. Но он никогда не кичился своими достижениями, а просто вкалывал, в полном смысле этого слова.
У меня в руках изрядно потрепанный журнал «Огонек», вышедший в свет еще в 79-м году прошлого века. В те времена попасть на страницы этого знаменитого всероссийского издания было все равно, что получить медаль за трудовую доблесть. А тут огромный материал «Жаркая жатва» на три страницы – про Владимира Данилова и его ребят из второй бригады. За картинкой кубанских полей и самой жатвы следует повествование о бригадире: «… А вот и сам Владимир Трофимович Данилов. Невысокий, но крепкий, как штангист-легковес, пропыленный, обветренный, с потрескавшимися от жары губами и воспаленными от хронического недосыпа глазами. Володя, тем не менее, улыбчив и легко откликается на шутку. Три дня мы жили бок о бок на полевом стане – начинали работу в шесть утра, заканчивали в час ночи и ни разу не слышали, чтобы Володя не то что на кого-то накричал, а хотя бы повысил голос».
Такой он и сейчас – в свои 70. Тихий мягкий тенор. И неизменная улыбка.
– Ну, и как ты самого Клепикова переплюнул по урожайности озимой пшеницы? – спрашиваю у знаменитого бригадира.
– Так работали. Без железной дисциплины на многое рассчитывать не приходилось. А урожаи высокие стали получать – значит, хорошо нас учили. И в первую очередь – сам Михаил Иванович Клепиков.
С легендарным бригадиром, дважды Героем Социалистического Труда, Данилов познакомился на семинаре в его же, клепиковской, бригаде. Внимал каждому его слову, интонации, чуть ли не боготворил его. А сам все «записывал» в своей голове, чтобы потом применить на практике. И применял все так, что несколько лет подряд по урожайности озимых культур опережал легендарного хлебороба. Сведущий человек поймет, что такое получить в середине 70-х годов прошлого века пшеницы за 62 ц/га. Кстати, Михаил Иванович Клепиков свою первую звезду Героя получил за урожайность пшеницы в 47 ц.
– И что у тебя, Владимир, было на душе, когда тебе стали известны итоги районной жатвы?
– И радость, и грусть.
– Ну, радость – понятно. А грустить-то о чем?
– А как дальше удержаться на этих рубежах?
Во как! Стратег. И смог потом удержаться на завоеванном рубеже еще не один год. Пошли награды. Данилову вручили орден «Знак Почета». Через три года – орден Трудового Красного Знамени. Высокие награды тех времен.
– А сам Клепиков как воспринимал ваши успехи? Ведь пришлось-то потесниться на чемпионском пьедестале.
– Этот человек умел от души порадоваться за других. Помню один из семинаров в его бригаде. Собрали на него специалистов со всего района. Когда официальная часть закончилась, мы с Михаилом Ивановичем Клепиковым пошли к хлебному полю, что было тут же рядом с полевым станом. А весна в том году очень дождливая была. Его поля тогда особенно заливало, и не было никакой возможности вовремя обработать посевы гербицидами. И появился на полях сорняк – подмаренник. Зараза такая, что крепко прилипает к стеблям пшеницы. Зашли чуть в поле, смотрим посевы, а я и говорю Михаилу Ивановичу, что трудная уборка нынче будет у вас. Не заметил, что за нами пошел сам первый секретарь райкома партии Николай Афанасьевич Артющенко. Он взял меня за плечо, повернул к себе и говорит:
– Это, Володя, сорняк высокой культуры земледелия.
Посмеялись втроем, конечно. А я тогда подумал, что вот он, высший пилотаж партийного работника – найти выход из любой ситуации. Мы в том году на помощь клепиковцам три комбайна направили. Жатва, действительно, оказалась трудной.
Куба – да! Янки – нет!
Как появилась на свет знаменитая на всю страну комсомольско-молодежная бригада колхоза «Россия» Усть-Лабинского района, помнит и Владимир Лобанов, в ту пору первый секретарь райкома комсомола:
– Владимир Данилов – бригадир, хоть еще и молодой, но настоящий лидер. А тут в его подразделении столько молодежи работает, да еще и кубинцы, которые учились в Некрасовском профтехучилище на механизаторов, а практику проходили в даниловской бригаде. Вот и стали организовывать комсомольско-молодежную бригаду. Приняли решение на бюро.
Потом к нам приехал Николай Павлович Гриценко, тогда первый секретарь крайкома комсомола, а с ним еще и секретарь ЦК ВЛКСМ. Побывали в бригаде, ознакомились с делами на месте. Осмелюсь сказать, они были просто в восторге. Вскоре нас заслушали на бюро крайкома комсомола, и опыт нашей работы рекомендовали всем комсомольско-молодежным бригадам края.
Владимир Данилов стал делегатом очередного комсомольского съезда, а вскоре по решению бюро крайкома ВЛКСМ его отправили от Кубани в составе делегации Советского Союза на фестиваль молодежи и студентов на Кубу.
– Нас встречали так, как мы встречали наших космонавтов. Даже руки целовали. Мы сопротивлялись этому, но не всегда получалось. Живые людские коридоры вдоль дорог в центр Гаваны и нескончаемые лозунги о дружбе с СССР. Трогательно было! В огромном Дворце съездов перед нами выступил Рауль Кастро, министр обороны Кубы. Как принято тогда было говорить, под бурные и нескончаемые аплодисменты. А еще в Сантьяго де Куба мы заложили Аллею дружбы. Полдня сажали деревья под проливным тропическим дождем. Домой я вернулся еще с большим уважением к ребятам-кубинцам, которые проходили практику в моей бригаде.
Без хрусталя и позолоты
А спустя время Владимир Данилов возглавил колхоз «Заветы Ленина», что в селе Суворовском Усть-Лабинского района. Это был тот самый случай, когда партия сказала – надо, комсомол ответил – есть! В экономическом плане убитое хозяйство. Ему шептали – куда, мол, идешь, тебе же на бригадирском месте звезда Героя светит через год-другой… Трудное было решение, ну а как по-другому? Зато есть что вспомнить. Как поднимали колхоз, благоустраивали село, парк заложили. Да много чего сделали.
И еще интересный факт. Судьба всегда сводила Владимира Данилова с удивительными людьми. Например, однажды в Москве в буфете гостиницы он присел за столик к незнакомому мужчине. Разговорились. Оказывается – это сам Мелитон Кантария, один из тех, кто водрузил над Рейхстагом Знамя Победы. А на встрече с летчиками Великой Отечественной войны Владимир Данилов оказался за одним столом с Юрием Левитаном.
Впрочем, самой важной в своей жизни Владимир Данилов считает встречу со своей супругой Ниной Андреевной. В прошлом году они отметили золотую свадьбу.
… Есть и такая страница в истории нашего хлеборобного региона, на которой большими буквами написано имя Владимира Данилова.
Теперь вот 70-летие. Собрались друзья тех легендарных лет. За скромным деревянным столом, сколоченным руками самого юбиляра. На берегу вырытого им пруда, где была недавно хуторская свалка. И тут же – так называемая парковая зона. Ивы – из Динского района, катальпы – из Адлера, липы – горячеключевские, а березы – так это с малой родины – Саратовской области, где родился, учился и встретил жену-однокурсницу. Вот такая география. И такая славная биография.