Почему аграрии Краснодарского края делают ставку на садоводство

Глава крестьянского хозяйства Равиль Нагуманов: «Сейчас государство создает условия для развития садоводства, но и производитель не должен сидеть сложа руки». Фото: Денис Батов

Одно из семейных хозяйств Новокубанского района на своем примере показывает, какую помощь желающим заняться этим сложным бизнесо

Семья Нагумановых из Новокубанского района одной из первых в Восточной зоне края воспользовалась государственной поддержкой на закладку молодых садов и уход за ними в рамках краевой программы развития АПК. В хозяйстве уже получают высокие урожаи, но обращают внимание на то, что «вырастить дерево – не поле перейти». Ведь прибыли в этом деле необходимо ждать несколько лет и без «длинных» вложений не обойтись.

Все в сад

Перед тем как заняться садоводством, Нагумановы держали коров, потом свиней. Когда и без того хлопотный животноводческий бизнес подкосила африканская чума, на семейном совете решили подобрать альтернативу.

– В краевом иинсельхозе посоветовали посадить сад. Рассказали, что как раз начала действовать государственная программа поддержки садоводства и если в ней участвовать, то не прогадаешь, – вспоминает глава крестьянского хозяйства Равиль Нагуманов.

По дороге на свое предприятие он подробно разъясняет тонкости ведения садоводческого бизнеса. Основная трудность в том, что затраты, вложенные в посадку молодого сада и уходные работы за ним, начинают приносить деньги лишь через четыре-пять лет, и не каждый предприниматель рискнет столько ждать.

703 млн. рублей в этом году будет направлено из средств федерального и краевого бюджетов на финансирование отрасли садоводства в Краснодарском крае. В том числе 101 млн. рублей в рамках региональной программы «Молодой сад» – на грантовую поддержку фермеров.

– Заложить сад – дело затратное, сами бы мы не потянули. Больше десяти лет занимаемся этим делом, и только сейчас, по большому счету, вышли на товарное производство. Поэтому без господдержки садоводству пришлось бы туго, – отдает должное партнерским отношениям с региональным минсельхозом садовод.

Он вспоминает, что, когда начинал знакомиться с новым для себя видом деятельности, на уровне администрации края ему, как и многим другим новичкам, серьезно помогли: организовали учебу для начинающих садоводов, проводили выездные консультации специалистов, не говоря уже о субсидировании посадки сада и уходных работ за молодыми деревьями.

Нагумановы начали с 24 гектаров. И сразу с затрат. Химобработки, прививки, борьба с мышами, которые на корню уничтожают саженцы, и другие расходы больно бьют по карману, а до прибыли еще, как говорится, дожить надо.

– Дело в том, что любой новый сорт может оказаться «котом в мешке». Через много лет он покажет себя во всей красе, и при этом нет гарантии, что он подойдет к условиям местности или даст хорошую урожайность при достойном качестве, – предостерегает Равиль Нагуманов.

Поэтому к выбору сорта он рекомендует подходить основательно, ведь от этого зависит успех любого садоводческого предприятия.

Те еще фрукты

Полдень. В садах Нагумановых только что завершили сбор очередного урожая. Супруга главы крестьянского хозяйства Валентина отпускает свежие яблоки и сливы оптовикам, которые торгуют фермерской продукцией в близлежащих городах.

– Обратите внимание, у наших фруктов нет червоточин. Это не только заслуга работников сада, которые вовремя провели обработку, не пропустили ни одного деревца. Дело здесь и в выборе сортов, устойчивых к заболеваниям, – показывает плоды Валентина Нагуманова.

По ее словам, некоторые сорта яблок, популярных в крупных торговых сетях, требуют до 40 химических обработок, что сказывается как на здоровье потребителя, так и на себестоимости производства. Поэтому в хозяйстве отдают предпочтение так называемым «иммунным» сортам, которые сами себя защищают от болезней, чем сводят применение ядохимикатов к минимуму, и только на ранних стадиях вегетации.

Сын главы КФХ Виктор Нагуманов сразу после армии начал работать в саду вместе с родителями и уверен, что фермерство – это чисто семейное дело.Фото: Денис Батов

– Перед тем как «принять в свою семью» новый сорт, мы его тщательно проверяем. Вплотную сотрудничаем с Северо-Кавказским институтом садоводства и виноградарства, дружим с учеными-селекционерами, и только по их рекомендации беремся выращивать тот или иной сорт, – предлагает попробовать яблоко хозяйка.

Румяный, словно покрытый воском плод аппетитно хрустит на зубах. Сочный, сладко-кисловатый вкус не может оставить равнодушным самого искушенного любителя фруктов, при этом ни одной точечки или гнили на кожуре и внутри яблока нет.

– Это летние яблоки Ред Фри, они хорошо зарекомендовали себя, не болеют паршой и урожайные, подходят для нашей климатической зоны. Здесь же слива Стенлей, тоже не болеющая и сладкая, – знакомит со своими «питомцами», уложенными в ящики, садовод.

Всего Нагумановы «взяли в семью» порядка 10 хорошо зарекомендовавших себя сортов яблок, намного больше находятся в опытной стадии. Кроме того, в саду растут груши, сливы, черешня, хурма, финики, азимины, многие садовые и плодово-ягодные культуры, есть собственный питомник.

Читателям нашей газеты, которые интересуются садоводством в качестве бизнеса, при выборе того или иного сорта опытные садоводы советуют следить за новинками, за тем, что пользуется спросом на рынке, и особенно внимательно относиться к выбору саженцев, ведь потерянных лет в случае, если селекция, на которую сделали ставку, подведет, не вернуть.

Семейное дело

Как убежден глава крестьянского хозяйства, в садоводстве, как и в любом другом бизнесе, нужен один хозяин. В успех предпринимательства, основанного на «честном слове» и дружеских отношениях, не верит.

– У любого начинания должен быть один хозяин. В самом начале нам с этим пришлось столкнуться и сделать соответствующие выводы. Возможен вариант объединения нескольких, автономных хозяйств, когда каждое из них занимается профильной деятельностью, наподобие сельхозкооператива на взаимовыгодных условиях, – верит в индивидуальный успех Равиль Нагуманов.

В крестьянском хозяйстве роли строго распределены, каждый член семьи занимается своим делом. Например, у 14-летнего внука Савелия уже есть свой участок, где он высадил виноград, плантацию ежевики, за которыми сам и ухаживает. Таким образом, старшие приучают мальчика к труду и ответственности за выполненную работу.

В саду Нагумановы создали питомник, где производят сертифицированные саженцы и выращивают экзотические сорта.Фото: Денис Батов

Чтобы обеспечить свою независимость от посторонних факторов, Нагумановы установили солнечные батареи, с помощью которых полностью обеспечивают энергоресурсами садоводческое предприятие. В подземные емкости собирают дождевую воду, которую потом используют для полива деревьев.

В 2008 году они начинали бизнес с двух десятков гектаров, сейчас под садами занято 90 гектаров, в этом году заложат еще порядка 20 гектаров молодого сада. Стабильно развивающееся с помощью государства семейное предприятие нашло свое нишу на рынке и не тушуется перед такими конкурентами, как крупные холдинги, имеющие по нескольку тысяч гектаров фруктовых насаждений.

По словам Равиля Нагуманова, у того же сада-гиганта обязательно есть сетка от града, тонны арматуры на каждый гектар, установки, уменьшающие заморозки, капельное орошение, сотни людей персонала и прочая «роскошь», плюс интенсивная химическая обработка огромных площадей.

– Эти расходы влияют на себестоимость производства яблок, тогда как малое хозяйство наподобие нашего обходится небольшими затратами, за счет чего может вести более гибкую ценовую политику, и в итоге такой предприимчивый «малыш» оказывается в выигрыше, – дает экономический расклад фермер.

Денежное дерево

Говоря о рентабельности садоводства, бизнесмен объясняет это тем, что гектар черешни приносит до миллиона рублей валового дохода в год, тогда как та же площадь пшеницы в лучшем случае дает порядка 60 тыс. рублей.

– Если учесть, что за счет государственных субсидий покрывается львиная доля расходов на основные затраты, то выгода очевидна, – подсчитывает прибыль Равиль Нагуманов.

Он подробно рассказывает о процедуре участия в госпрограмме. Для этого фермерское хозяйство составляет бизнес-план, земельный участок обследуется на садопригодность, под проект выбираются саженцы определенного вида и сорта деревьев, происходит закладка сада. После чего документы сдаются в районное управление сельского хозяйства, и садовод получает бюджетные субсидии на возмещение до 85 процентов понесенных расходов.

Справка «КН»

Доля Краснодарского края в общероссийском объеме собранной плодово-ягодной продукции составляет около 40 процентов. По объему промышленного производства фруктов Кубань занимает первое место в России. В 2018 году в регионе было заложено свыше 2,3 тыс. га новых садов, что является рекордом последних 30 лет. В прошлом году кубанские садоводы собрали рекордный урожай яблок – 343,5 тыс. тонн.

При этом Нагуманов отдает должное политике государства в области импортозамещения. За счет повышения пошлин на ввозимые из-за границы фрукты выигрывают такие, как он, отечественные производители. На руку нашим фермерам и то, что ужесточился контроль над фруктами, поступающими из Беларуси, так как этим каналом поставки пользовались страны, попавшие под продовольственное эмбарго.

Фермер обращает внимание на то, что хоть государство и создает условия для развития садоводства, но производители и сами не должны сидеть сложа руки, ждать манны небесной. Необходимо развивать бизнес, находить новые ниши.

– Например, слива Кабардинка. В сезон оптовая цена на нее падает до 7 рублей за килограмм, а все из-за того, что под ней в крае заняты большие площади. Поэтому мы делаем ставку на сорта, которые спеют раньше и позже, за счет чего в разы увеличиваем рентабельность производства продукции, – делится опытом предприниматель.

Нагумановы внимательно следят за конъюнктурой и вносят изменения в сортовую политику. В этом фермеры видят одно из основных преимуществ малых хозяйств перед крупными холдингами, которым не так легко перестраивать большие площади под часто меняющиеся потребности рынка.

На вопрос о переработке собственной продукции Равиль Нагуманов отвечает, что над этим уже задумался:

– Сейчас мы создаем главное – сырьевую базу и получаем товар, который можем реализовывать. Следующий этап – строительство хранилища, кстати, государство компенсирует часть затрат, плюс помогает с подведением к участку коммуникаций. Но без собственных вложений не обойтись, так что всему свое время, но под лежачий камень вода не течет, – напоминает прописные истины предприниматель.

Садоводам на вырост

Как сообщил «КН» начальник отдела садоводства регионального министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края Евгений Крицкий, семья Нагумановых одной из первых стала участвовать в госпрограмме «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», в рамках которой действует подпрограмма поддержки отрасли садоводства.

В краевом минсельхозе нам посоветовали посадить сад. Рассказали, что как раз начала действовать государственная программа поддержки садоводства и если мы будем в ней участвовать, – не прогадаем.

– Садоводство – капиталоемкая отрасль. Хозяйствам непросто выделить деньги из оборота на закладку садов, поэтому минсельхоз с помощью федеральных и краевых средств восполняет до 80 процентов понесенных ими затраты на создание молодых садов, – обращает внимание Евгений Крицкий.

Меры господдержки садоводства, действующие на территории края с 2006 года, приносят положительные результаты. Так, за последние пять лет среднегодовое производство плодовой продукции на территории края выросло на 47 процентов по сравнению с аналогичным предыдущим периодом, а внедрение современных технологий позволяет существенно повысить выход продукции с единицы площади.