Почему кубанским фермерам легче вырастить сельхозпродукцию, чем продать ее
На очередную открытую дискуссию, организованную в Краснодаре информагентством «РБК Юг», пригласили представителей кубанских влас
Эксперты собрались не только чтобы рассказать о достижениях фермерского движения Кубани, но и обсудить вопросы рынка сбыта местных продуктов.
Оно и понятно, ведь Кубань – житница России, продукция агропромышленного комплекса составляет важнейшую часть экономики нашего региона. Власти со своей стороны активно помогают не только тому, чтобы эта продукция появилась на свет, но и чтобы она была реализована и нашла своего потребителя – как в Краснодарском крае, так и за его пределами.
Но, кроме слов благодарности за меры государственной поддержки, к сожалению, от производителей часто приходится слышать, что вырастить и собрать урожай легче, чем его продать. Особенно это касается представителей небольших фермерских хозяйств, которых, по их убеждению, не пускают в крупные торговые сети. В итоге свою продукцию им приходится продавать за копейки перекупщикам.
Ритейлеры, третья сторона, говорят, что с удовольствием будут работать с местными сельхозпроизводителями, если те смогут обеспечить им соответствующие объемы и качество.
Что происходит на самом деле в этом сегменте экономики региона? Что сделать, чтобы улучшить ситуацию? Проблемы рынка сбыта местной продукции, а также пути их решения были главными темами круглого стола в Краснодаре.
Ярмарка через край
По словам начальника управления развития малых форм хозяйствования и сельскохозяйственной кооперации регионального министерства сельского хозяйства Михаила Трубилина, вопрос сбыта стоит сегодня остро.
Хорошо, что последние три года краевое министерство сельского хозяйства и администрация края уделяют большое внимание сбыту местной сельхозпродукции. С 2017 года действует такая мера господдержки, как гранты для сельхозпотребкооперации. Потребкооперация сегодня – приоритетное направление в развитии агропромышленного комплекса. На ее развитие выделяется ежегодно не менее 500 млн. рублей. Это деньги, которые даются кооперативам вперед на развитие переработки и сбыта. Возвращать они их не обязаны.
Власти пытаются донести до фермеров, что будущее за кооперациями, что надо объединяться. И налаживать переработку, чтобы доводить до потребителя мытую, фасованную, красиво упакованную продукцию за хорошую цену.
Каждой кооперации кубанские власти дают до 70 млн. рублей. Средства идут на приобретение оборудования, техники, строительство производственных объектов по хранению и переработке продукции. У кооперативов, таким образом, появилась возможность объединять продукцию и доводить ее до товарного вида.
В дальнейшем планируется реализовывать соответствующий региональный проект. Это система развития фермерства и сельской кооперации. Там тоже есть много мероприятий, направленных на поддержку малых форм хозяйствования. В том числе на сбыт. Кооперативам будут субсидироваться понесенные затраты текущего года на приобретение продукции у своих пайщиков. Они будут ее выкупать, доводить до товарного вида, а пайщики не будут прерывать процесс выращивания и не будут думать, куда ее сбывать. Таким образом, вся система наладится.
Заместитель руководителя департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края Александр Кузнецов считает, что рынок сбыта существует, инфраструктура выстроена. В крае активно развивают разные каналы сбыта фермерской продукции. В их числе рынки-ярмарки. На сегодняшний день на Кубани их более тысячи.
Есть разные форматы ярмарок. Например, придорожные – сегодня их открылось порядка 370. Это формат, наиболее востребованный у туристов, приезжающих в наш регион. С каждым годом он становится популярнее, количество этих ярмарок увеличивается. 80–90 процентов реализуемой на них продукции выращено в крестьянском фермерском или личном подсобном хозяйствах.
Также в регионе работают рынки-ярмарки в формате «фермерский дворик», «ярмарки выходного дня» (в Краснодаре насчитывается порядка 11 таких ярмарок), а также создано 70 муниципальных торговых рядов, где фермеры могут продать выращенную продукцию. Кроме того, департамент ведет переговоры с крупными сетевыми компаниями по организации автолавок.
Краевые власти ведут и индивидуальную работу с местными производителями. Это как раз тот момент, полагают эксперты, когда не всегда мелкие хозяева могут найти рынок сбыта, и они нуждаются в поддержке. В частности, в реализации на московских ярмарках – это востребованное фермерами направление, так как ярмарки в столице проходят с завидной регулярностью.
Кабачок за семь верст
– В крае производится больше плодоовощной продукции, чем регион может потребить. Поэтому надо выходить на внешние рынки.
В этом году заметен прогресс – и с ярмарками выходного дня, и с придорожной торговлей, автолавками. Важную роль играют выстраивание логистики, строительство логистических центров. Условно – чтобы лабинский фермер не вез свой кабачок в Славянск-на-Кубани. В общей цене именно логистика может «съесть» 10 процентов.
Есть несколько госпрограмм для начинающих фермеров. Они очень востребованы. Особенно наша, региональная, «Начинающий кооператив». Новая программа, которую ждут все, – «Агростартап». Она хороша при сбыте продукции.
Даешь кооперацию!
– Одной из значительных проблем развития рынка сбыта местной продукции является формирование выгодной для производителей оптовой и розничной цен на товары. Зачастую обремененные кредитами и обязательствами перед поставщиками фермеры вынуждены сбывать свою продукцию перекупщикам по цене ниже себестоимости. Решение этой проблемы я также вижу в создании кооперативов. К примеру, приезжают перекупщики и говорят фермеру, что возьмут у него картошку по 10 рублей при ее себестоимости в 15–18 рублей. И он вынужден согласиться. А когда эти перекупщики приедут к одному, второму, третьему фермеру, которые скажут, что у них кооператив, тогда они и примут условия фермеров по цене. Однако есть факторы, не зависящие от нас. Например, холодное лето в этом году не способствовало продаже арбузов в Москве, Санкт-Петербурге. Полтора рубля – закупочная цена, 500 гектаров посеяно бахчи. А покупателей нет. Поэтому продажи провалились. Нужны кооперативы, чтобы искать крупных оптовых покупателей.
Не нужен нам персик турецкий
– Я занимаюсь выращиванием винограда и персиков. Считаю необходимым формирование в регионе ценовой политики на рынке сбыта. У продуктов местного производства более высокая себестоимость по сравнению с импортными, которые представлены, в том числе, в торговых сетях.
Если мы будем продавать по заведомо убыточным ценам, значит, производства не будет. Себестоимость нашей продукции превышает стоимость фруктов, которые, например, завозит Иран или Турция, в том числе потому, что там другое налогообложение, инфраструктура и так далее. Здесь должен быть выработан компромисс совместно с торговыми сетями, крупными, средними и мелкими хозяйствами, чтобы заходить в сети на нормальных условиях.
В Израиле в момент созревания продукции закрывают свой рынок, пока местные производители не реализуют выращенное своими руками. Конечно, мы не закроем все потребности, но стимулировать нашего производителя надо. Например, в момент созревания виноградников в России мы приблизительно знаем, какие объемы реализуются, хотя бы на эту часть. А не так, чтобы сезон винограда начался в Тамани, а в это же время из Турции приходит баржа с янтарной ягодой в порт Кавказ.
Среди обозначенных местными производителями овощей и фруктов проблем – нехватка рабочей силы. Основная часть тружеников на полях – это иностранцы. Правда, сейчас доля их ниже, если сравнивать с предыдущими годами.
Одолеть хаос рынка
– Когда начинается сезон картошки, то первым на рынок завозится азербайджанский картофель, мы ждем, пока его распродадут. В итоге нам остается тот спрос, что остается. Если, например, в Азербайджане очень хороший урожай, может вообще ничего не остаться, потому что у нас себестоимость выше. Если в Москве, к примеру, используется механическая работа, то там и себестоимость ниже. У нас же везде ручная работа, соответственно, себестоимость картофеля выходит не меньше 10 рублей, а на рынке она падает до 7 рублей. Кто будет регулировать рынок? Вот в чем вопрос.
Помочь в этой ситуации может установление на рынке сбыта региона фиксированных цен на определенную продукцию или ограничение на короткий период поставок овощей и фруктов из-за рубежа в момент созревания соответствующего урожая в России.
Без иностранной рабочей силы на полях нам делать нечего, потому что местное население практически не ходит работать в поле. В основном это иностранцы, а с ними каждый год тяжелее, потому что большие средства расходуются на патенты, налоги, билеты, оформление и другое обслуживание. Нам становится невыгодно с ними, а с кем тогда?
Айда в лавку
– Чтобы облегчить вход малого бизнеса на территорию крупного ритейлера, сеть идет навстречу фермерам в решении различных вопросов. Например, мы индивидуально работаем с малыми предпринимателями и даем возможность небольшим предприятиям загружать своей продукцией всего несколько определенных магазинов сети.
Сейчас у нас в портфеле порядка 300 местных поставщиков. Они составляют более 30 процентов локального ассортимента у нас на полке в Краснодарском крае – это большая доля. Вместе с тем мы понимаем, что есть небольшие предприятия, которые не смогут покрыть даже потребности южного округа, где у «Магнита» 2 тысячи 700 магазинов. А это огромный объем ежедневной бесперебойной доставки. Поэтому здесь мы работаем индивидуально. Есть варианты при небольшом объеме поставлять продукцию прямо в определенные магазины. Мы заинтересованы в сотрудничестве с местными производителями.
Хочу напомнить об опыте открытия первой фермерской витрины в магазине «Магнита» на ул. Ставропольской в кубанской столице. Считаю, такой формат показывает положительные результаты и становится востребованным у покупателя.
Опыт фермерской лавки очень хороший. Сейчас она объединяет продукцию 12 фермеров – от сыров до колбасной продукции, и этот ассортимент расширяется. Покупатели уже начинают привыкать, продажи из месяца в месяц прирастают примерно на 15 процентов. При этом основной бизнес гипермаркета практически не конкурирует с ним, это два взаимодополняющих подразделения. Такие направления мы будем развивать и дальше.
Деликатесная история
– Мы изначально были ориентированы на работу с местными хозяйствами. При этом по некоторым категориям сеть полностью отказалась от импорта в пользу товаров местного производства.
Несмотря на то, что специфика очень сложная, начиная от документооборота и заканчивая упаковкой, мы помогли развиться многим поставщикам. Они стали самостоятельными, у них появились классные линейки. По данному направлению у нас большой опыт, который мы планируем развивать. Мы работаем индивидуально с каждым фермером. Это требует большого внимания, но мы в этом заинтересованы – вместе с нашими покупателями.
В формировании цены на фермерскую продукцию есть определенные сложности, поскольку она учитывает и расходы сети – логистические, арендные, зарплаты сотрудникам. Здесь, конечно, можно проиграть по цене рынкам. Но при покупках в «Табрисе» есть множество других преимуществ.
Наша сеть – это такая «деликатесная история». Одно дело произвести, другое дело – показать покупателю. К тому же многие покупатели ценят свое время, не все могут поехать, например, на городской рынок. Поэтому мы как сеть работаем над тем, чтобы просветить покупателя. Так, мы выпускаем ежемесячно журнал «Табрис», представлены в соцсетях, получаем обратную связь и мгновенно реагируем на предложения и замечания. И у нас будет проект, посвященный 10 кубанским фермерам, где мы будем рассказывать о преимуществе и пользе локальных производителей. Поможем местным предпринимателям с маркетингом и раскруткой бренда.