Что ждет садоводство Кубани в 2021 году
Минувший год оказался самым сложным для плодовых хозяйств Кубани. Что будет в новом аграрном сезоне?
После нескольких лет интенсивного и успешного развития садоводства в Краснодарском крае минувший год ознаменовался резким падением урожайности из-за природных катаклизмов. Многие хозяйства, особенно фермерские, испытывают большие экономические трудности. Что ждет садоводство Кубани в этом году, на что надеются производители фруктов и как планируют выстраивать экономику? Об этом и о многом другом нам рассказал генеральный директор Союза садоводов Кубани Николай Щербаков.
Наливное яблочко не уродилось
– Николай Алексеевич, каковы результаты минувшего года в садоводстве, сколько удалось собрать плодов?
В конце апреля губернатор края объявил чрезвычайную ситуацию в 15 муниципальных образованиях. Уже было ясно, что рассчитывать на очередной достойный урожай не приходится. Осень будет очень трудной, и садоводам потребуется помощь, чтобы остаться на плаву.
– И что показала осень, сколько было собрано плодов?
– Мы ожидали снижение урожайности минимум в два раза. Вместо почти 383 тысяч тонн фруктов урожая 2019 года мы надеялись получить половину от этого объема. Хочу сказать и то, что к весенним морозам добавилась и жесточайшая засуха, а также градобой в некоторых хозяйствах. Особенно в предгорной части края. В Абинском районе, например в хозяйстве «Светлогорское», а также в Брюховецком, Тимашевском и других районах.
Из-за нехватки воды сильно пострадал знаменитый «Сад-Гигант» Славянского района. Река Протока обмелела до такой степени, что стало проблематично использовать ее воду для капельного орошения, и, как результат, только от недостатка влаги урожайность снизилась более чем на 30 процентов. Да и качество плодов пострадало. Часть из них оказались нестандартными. Образно говоря, наливных яблочек на этот раз получили недостаточно.
Все свалилось в кучу: и апрельские морозы, и жесточайшая засуха, и градобой. Но все же даже в таких тяжелейших условиях вместо ожидаемых 200 тысяч тонн фруктов удалось собрать около 300 тысяч тонн. Садоводы интенсивно использовали минеральные подкормки, которые быстро усваивались растениями. Более морозостойкими оказались сады интенсивного типа. Когда морозы отошли и первоцвет погиб, на отдельных сортах появились новые продуктивные цветы на однолетних побегах. Таким образом деревья реагируют на стрессовые ситуации. Есть сорта яблонь, которые обладают свойствами частично восстанавливаться после таких катаклизмов. Это, к примеру, «ренет симиренко», «новелла», «флорина» и другие. Они особенно широко практикуются в новых садах интенсивного типа. Все это в определенной степени позволило частично снизить потерю урожайности.
Компенсация не состоялась
– В одном из наших интервью вы говорили, что рассчитываете на господдержку из федерального бюджета. Что в итоге получилось?
– Все минувшие годы мы получали беспрецедентную господдержку, в том числе и от администрации Краснодарского края. Но хочу отметить, что это целевые деньги, которые идут на закладку молодых садов. В последние годы – по 800 миллионов рублей. Чуть более 70 процентов от этой суммы – это деньги из федерального бюджета, остальные – из краевого. Это позволяет ежегодно закладывать до 2 тысяч гектаров новых современных садов. В нынешнем году сумма господдержки из-за пандемии будет несколько ниже, но все равно развитие садоводства и дальше будет продолжаться. На эти цели предусмотрено 700 миллионов рублей, они будут хорошим подспорьем для наших садоводов. Уверен, что и в этом году, как и в прошедшие, мы сохраним лидерство в России по темпам развития садоводства. Например, в прошлом году, по данным Министерства сельского хозяйства России, наш край вошел в число субъектов с наиболее высокими темпами закладки современных интенсивных садов. Мы заложили свыше 1700 гектаров.
Садоводство и сейчас остается приоритетным направлением в АПК края. Этой весной мы планируем заложить 420 гектаров новых садов, из которых 380 гектаров – интенсивного типа. Всего в текущем году мы заложим не менее 1,5 тысячи гектаров новых садов. Как видите, в этом направлении у нас все в порядке. А вот текущий момент доставляет нам много тревог. В том числе и за финансовое состояние садоводческих хозяйств.
Господдержку, на которую мы рассчитывали в начале года, не получили. Причин тут много. Расскажу по порядку. Во-первых, чтобы получить господдержку из федерального бюджета, гибель урожая должна быть 100-процентной. А мы, как видите, собрали хоть далеко не богатый, но все же урожай. К тому же сады должны быть застрахованы. А агрострахование в этой сфере находится в зачаточном состоянии. Достаточно сказать, что по всей России застрахован всего 1 процент садов. Нам предстоит много поработать, чтобы агрострахование стало обычным делом для наших садоводов. Предстоит немало согласований, разного рода усовершенствований и обсуждений на разных уровнях. Этим вопросом наш союз сейчас усиленно занимается, но нужно время. И много.
Садоводов Кубани и сейчас активно поддерживают администрация нашего региона, министерство сельского хозяйства. Вице-губернатор Андрей Николаевич Коробка постоянно держит под своим контролем проблемы садоводов. С возникшим вопросом наш минсельхоз не раз обращался в федеральные структуры. Еще минувшей весной, когда стало ясно, что хорошего урожая ждать не приходится, Союз садоводов Кубани при поддержке администрации края и Национального плодоовощного союза обратился с письмом к председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко с просьбой поддержать садоводческие хозяйства в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах. Мы рассчитывали на 2 миллиарда рублей для компенсации текущих затрат. Но, как я уже отметил, таковых возможностей не оказалось. К концу года поступили определенные поправки к условиям предоставления такой помощи, но время уже ушло.
Сожмем кулаки и стиснем зубы
– И как быть теперь, как сейчас выживают хозяйства?
– Того, что мы собрали и сейчас «дореализовываем», не хватит до будущего урожая. Надо было провести обрезку деревьев, рассчитаться по кредитам. Химические обработки на носу. И все это деньги. На каждый гектар для проведения работ по уходу требуется более 300 тысяч рублей. На сады суперинтенсивного типа – и того больше. Чуть вздохнем, когда поспеет первая черешня, вишня, слива и яблоко летнего срока созревания.
– Вице-губернатор Андрей Коробка не раз подчеркивал, что Кубани важно не зависеть от импортного посадочного материала. Надо большое внимание уделять питомниководству. Насколько известно, только в этом году планируется заложить еще 120 гектаров плодово-ягодных насаждений. Сказывается ли это положительно на экономике хозяйств?
– Еще как сказывается! Питомниководство – очень высокодоходная отрасль. У меня тоже есть питомник. За счет него и буду выживать. Пути свести концы с концами сейчас ищут все садоводы края. Ищут инвесторов, берут новые кредиты. Без них сейчас не обойтись.
– Развитие отрасли замедлится?
– Ничто не проходит бесследно. Да, по закладке новых садов, как я уже сказал, темпы останутся достаточно высокими, а развитие инфраструктуры точно на определенное время замедлится. Строительство холодильников, например. «Сад-Гигант», у которого есть мощные инвесторы, строительство холодильных камер продолжит, конечно, а фермеры свернут эту программу до лучших времен.
– Помнится, краевая программа «Малый сад» была с восторгом воспринята фермерами. Она продолжает действовать?
– Эта программа эффективно работала два года. Поучаствовать в ней и сейчас много желающих. За это время 46 фермеров получили государственные целевые гранты по 3 миллиона рублей на закладку 4 гектаров молодого сада. Весомая поддержка начинающим садоводам. Ведь урожая придется ждать минимум три года. А надо проводить работы по уходу, покупать необходимую технику, средства химической защиты. Да и холодильники строить. Без них никуда. Поэтому без господдержки здесь не обойтись. В прошлом году эта программа не работала. В этом году она продолжится. На какую сумму можно будет рассчитывать, мы пока не знаем, но, как нам сообщили, деньги будут.
Сейчас приходится трудно, но, как говорится, надежды садоводов питают. Зима проходит без катаклизмов для садов. Влага для будущего урожая накапливается. Не было бы только апрельских морозов, как в прошлом году. А там глядишь, сады в прошлом году отдохнули, и у нас есть определенные надежды на достойный урожай.