Как дроны помогают бороться с вредителями на кубанских полях
Краснодарцы придумали, как использовать беспилотник для «бомбардировки» посевов полезными насекомыми.
Непаханое поле для коптеров
О том, кто такие энтомофаги, краснодарец Василий Птицын еще 9 лет назад даже не подозревал. Как и не догадывался о том, что неведомые тогда насекомые-пожиратели вскоре помогут его компании стать победителем международного конкурса ФАО ООН и завоевать ежегодную российскую национальную премию в сфере сельского хозяйства и продовольствия. А в офисе придется вешать огромную карту мира, чтобы отслеживать сферу интересов предприятия и местонахождение потенциальных клиентов.
В 2013 году бизнес-консультант, а в прошлом выпускник военного училища и факультета журналистики Василий Птицын решил, что одно из хобби – собирать дроны – вполне может приносить прибыль. Вместе с единомышленником и давним знакомым Алексеем Орещенко он открыл компанию, основным направлением работы которой стали беспилотники. В то время по всему миру гражданские беспилотные летательные аппараты набирали популярность и было понятно, что за ними будущее. Но вот куда конкретно приложить силы летающих помощников, каждый решал для себя сам.
Сначала владельцы молодого бизнеса делали для заказчиков различные съемки с воздуха, потом занялись мониторингом трубопроводов и высоковольтных линий. Но тех, кому нужны такие узконаправленные услуги, было мало. И только через пару лет возникла идея: сельское хозяйство – вот непаханое поле для коптеров! Тем более, что аналитики утверждали: в стратегической перспективе именно там будет развиваться 80 % рынка дронов.
– Поначалу выбрали хорошо известное направление – создание карт и мониторинг земель, – рассказал Василий Птицын. – Но на одной из сельскохозяйственных выставок к нам подошел парень и спросил: «А вы можете научить дронов вносить трихограмму?». Конечно, мы и слов-то таких не слышали на тот момент. Стали читать, разбираться – оказалось, что речь идет об энтомофаге, насекомом-убийце, которых применяют в сельском хозяйстве. Личинка этой мухи откладывается в яйца чешуекрылых вредителей и питается ими, не нанося никакого урона растениям. Тем самым она может спасти от гибели тысячи гектаров подсолнечника, кукурузы, сои. Это отличная альтернатива ядохимикатам, но все дело упирается в то, как ее доставить и распределить на поля. Самолетом – дорого, вручную – долго и трудно. А наши дроны – идеальный вариант! Оставалось «научить» этому дроны, чем мы и занялись впоследствии.
«Чужой» среди своих
С самыми агрессивными врагами аграриев – совкой, тлей, листоверткой, плодожоркой, огневкой, молью, – могут справиться три представителя энтомофагов: трихограмма, златоглазка и габробракон. Именно с ними и стала работать компания Василия Птицына. Природа давно придумала способы бороться с вредителями, сметающими на своем пути целые поля растений и нарушающими экологический баланс. Хищники откладывают яйца в тело жертвы, а потом растущие личинки просто съедают свой «инкубатор» изнутри – похоже, именно этими представителями мира насекомых вдохновлялся сценарист фильма ужасов «Чужой», когда придумывал способ размножения своих инопланетян. Причем, для человека, животных и других насекомых энтомофаги абсолютно безвредны – как только закончится единственно возможный источник питания, они попросту погибают.
– К сожалению, с распадом Советского Союза этот экологичный и недорогой способ защиты растений стал забываться – биофабрики разорились, личинок энтомофагов сейчас производят единичные лаборатории, кафедры энтомологии остались лишь в нескольких вузах страны, а агрономов учат поливать поля химикатами, мало думая о земле, – рассказал Алексей Орещенко. – Но ведь к инсектицидам вредители привыкают очень быстро. Пара лет – и нужно либо увеличивать дозы обработки полей, либо покупать новый химический препарат. Тогда как при правильном внесении энтомофага эффективность защиты достигает 90%. Мы пытаемся не только возродить забытые отличные методики, но и ставим их на современные рельсы – придумали и запатентовали механизм для внесения энтомофагов и создали собственную агрослужбу, которая берет на себя сразу все этапы защиты сельхозугодий.
Внедрение в жизнь «умных технологий» краснодарцами по достоинству оценили эксперты – в 2021 году кубанская компания в номинациях инноваторства стала победителем конкурса ФАО ООН «Передовые цифровые технологии сельского хозяйства Европы и Центральной Азии» и II ежегодной национальной премии в сфере сельского хозяйства и продовольствия «Агроинвестор года».
Противогусеничный десант
Каждый год с наступлением летнего сезона специалисты компании отправляются на поля самых разных регионов России. Как ни грустно, в Краснодарском крае не так много клиентов, как хотелось бы – по наблюдениям Василия Птицына, Кубань очень консервативна, в отличие от того же Поволжья. В распоряжении одного экипажа из двух человек – автомобиль, дрон, генераторы для зарядки батарей, компьютеры, холодильники для энтомофагов – все, что необходимо для автономной работы. За один полет, который длится около 14 минут, квадрокоптер может обработать 20 гектаров. В отличие от самолетов-«кукурузников», летать дроны могут очень низко, поэтому и точность попадания высокая.
– Специальная программа выбрасывает яйца, личинки или куколки насекомых по заранее разработанной схеме, – объяснил Алексей Орещенко. – Трихограмма загружается в пластиковый контейнер. На один гектар нужно около трех граммов энтомофага – это 240 тысяч штук яиц. А будущие златоглазки и габробраконы десантируются на гофрокассетах и тканевых носителях. Кстати, сейчас мы усовершенствуем изобретенную систему дозирования при поддержке кубанского фонда развития инноваций.
И пилотов, управляющих дронами, и агрономов-энтомологов, которые умеют разглядеть даже самые незаметные признаки заражения вредителями, в компании учат сами. Впрочем, самостоятельно здесь могли бы делать очень многие вещи – например, изготавливать собственные аккумуляторы для дронов. Импортные и стоят дорого, и изнашиваются быстро. Возможно, в жестких условиях санкций экономически выгодно будет собирать дроны самим, здесь это тоже хорошо умеют. А если найдется инвестор или государство захочет поддержать финансово перспективное направление, то и открыть в Краснодарском крае лабораторию по производству энтомофагов. Идей у инноваторов много, и все они осуществимы. К тому же, Василий и Алексей по-прежнему уверены, что за беспилотниками – будущее.
Справка «КН»
Энтомофаги (от греч. entomon — насекомые и phagos — пожиратель) – хищники, паразиты и другие организмы, опасные для насекомых, влияющие на естественное регулирование их численности.
Златоглазка обыкновенная – насекомое, похожее на маленькую стрекозу с золотистыми глазами. Взрослая самка откладывает до 950 яиц. Каждая личинка за жизнь способна уничтожить 300-400 особей тли, более 2 тысяч паутинных клещей, порядка 300 яиц колорадского жука за период развития.
Трихограмма – очень мелкое насекомое, менее 1 мм длины. Взрослые особи питаются цветочным нектаром. Одна самка за кладку может отложить до 80 яиц в свежеотложенные яйца вредителей, процесс отрождения нового поколения занимает до 14 дней.
Габробракон – перепончатокрылое насекомое, не больше 3 мм в длину. Откладывает свои яйца в личинки и гусениц других насекомых. Перед тем, как отложить эмбрионы, габробракон парализует личинку-хозяина через прокол, после яйцеклада гусеница насекомого-вредителя погибает.