Евгений Сафонов: «Мой сын привит от звездной болезни»
«КН» пообщались с папой 20-летнего голкипера ФК «Краснодар» Евгением Сафоновым и наконец-то узнали, почему его сын выбрал футбол
20-летний вратарь ФК «Краснодар» Матвей Сафонов успел влюбить в себя многих футбольных болельщиков. Чего только стоят его суперсейвы в матче с «Зенитом»! Его отец – Евгений Сафонов – баскетболист. В свое время выступал в Суперлиге-1 за «Ставрополь-Пограничник» (ныне «Динамо»), майкопское и волгоградское «Динамо». В этом сезоне в роли главного тренера «Локо-ДЮБЛ» он впервые привел команду к чемпионству.
Среди ребят, которых он тренировал вместе с Александром Черновым, много известных имен: Андрей Зубков (играет сейчас в «Химках»), Максим Колюшкин («Спартак-Приморье»), Максим Григорьев («Нижний Новгород»), Павел Коробков (играл за ЦСКА). А с этого года вся страна заговорила и о его сыне – Матвее.
Смотреть футбол – мука
Спортивный сезон для семьи Сафоновых получился плодотворным – папа с золотой медалью, его сын – с бронзовой. Команда «Краснодар» второй раз в своей истории заняла третье место на чемпионате России. Однако для Матвея это первая медаль Премьер-лиги.
– Вы жесткий тренер? – спрашиваю я Евгения Леонидовича.
– Жесткий, но справедливый. Нужно понимать детей и работать со всей душой, тогда все сложится и получится. Стараюсь работать на доверие. Ведь для ребят это единственный шанс пробиться на более серьезный уровень. Если упустят его, то все – возврата не будет. «Локо-ДЮБЛ» впервые в истории клуба достигла такого результата на первенстве России. В этом сезоне мы много работали над физическим состоянием игроков, командными взаимодействиями. Способность собраться к решающим матчам – одна из сильных сторон нашей команды. Проигрывая в финале «Химкам» 14 очков, ребята не опускали руки. В итоге сравняли счет и одержали победу в овертайме.
Возраст: 20 лет / Рост: 192 см / Вес: 82 кг
За 14 матчей чемпионата России отстоял насухо 8 поединков, пропустил – в 8. Хорошая игра руками способна развить быструю контр-атаку. Это только первый егосезон в Премьер-лиге. До этого выступал за дубль «Краснодара».
Многие эксперты пророчат ему карьеру голкипера сборной России и ЦСКА Игоря Акинфеева.
Из-за плотного графика работы следить за выступлениями своего сына у Евгения Сафонова получается не всегда. Однако в записи футбольные матчи никогда не пересматривает – слишком долго.
– Я смотрю нарезку ярких моментов, где собрано самое интересное, – объясняет Сафонов-старший. – Футбол – это не баскетбол, где постоянно меняются счет и расстановка сил на площадке, хотя матч «Краснодар» – «Зенит» получился очень динамичным. Команды играли на таких скоростях, что всем зрителям России не пришлось скучать.
– Невольно вспоминается фильм «Тренер» Данилы Козловского. Там отец смотрел матчи сына в полной тишине, без сопровождения комментаторов. Вы также?
– Конечно, мы с женой переживаем за Матвея. По-разному это все происходит. Иногда я вообще выключаю телевизор. Потом смотрю на время – ага, должны закончить. Краем глаза проверяю счет на компьютере: если все хорошо, то включаю прямой эфир и уже досматриваю до конца.
Обыграл в шахматы Галицкого
Матвей не единственный ребенок в семье. У него есть два младших брата – 14-летний Степан и 4-летний Потап. Средний пытался заниматься футболом, но особой любовью к этому виду спорта не проникся. Сейчас ходит на легкую атлетику, но планирует в будущем заниматься медициной.
Маленький Потап пока только говорит, что будет баскетболистом и футболистом.
– Матвей очень талантливый. Я это говорю не потому, что он мой сын. За что бы он ни брался – все получалось, – вспоминает Евгений. – Он великолепно плавал. Прозанимавшись всего пару лет, занял призовое место на соревновании. Если бы не гайморит, кто знает, как сложилась бы его карьера. Помню, приходит довольный и говорит, мол, шел где-то по улице, увидел соревнования по пинг-понгу и выиграл их. Не тренируясь.
Занимался Матвей и шахматами – сосед научил, просто показал, как нужно двигать фигуры. В Академии «Краснодар» он продолжил ставить шах и мат на уроках – там для юных футболистов это целый предмет. Когда во время празднования последнего звонка состоялся традиционный сеанс одновременной игры в шахматы, Матвей переиграл самого президента клуба Сергея Галицкого.
– У него аналитический склад ума, – продолжает отец. – В начальной школе преподаватель по математике предложила нам отдать Матвея в математическую школу, чтобы он занимался дополнительно. Наверное, если бы он не пошел в футбол, то мог бы стать великим математиком. Он перемножал в уме нереальные цифры. Сначала учительница думала, что он ответ где-то подсматривает, потому что никогда не писал решения. Ругала его за это. Но потом поняла и начала давать более серьезные задачи. Он и с ними справлялся.
– Но почему все-таки футбол, а не баскетбол?
– Его заприметили в школе селекционеры, когда он учился в третьем классе. Думаю, раз пригласили, пусть попробует. Главное, чтобы человеку нравилось то, чем он занимается. А если еще и получается, то он вдвойне становится счастливее.
Свое место на поле Матвей не определял, просто на просмотре интуитивно встал в ворота.
– Ему нужно было пробежать нормативы. Представьте: длина поля, ворота стоят. Все дети встают вдоль линии, а Матвей – по центру ворот. Не с краю, а именно по центру. Тогда тренер Владимир Шевелев мне сказал: «Точно вратарем будет!»
Стилист для братьев
Изначально Матвей ездил на тренировки в поселок Четук – там сейчас располагается база основного состава ФК «Краснодар», Академии тогда еще не было.
– Я периодически в шутку его спрашивал: «Тебя еще не выгнали?» Он отвечал с неким вызовом: «Нет, не выгнали». Сам никогда не лез в дела тренеров. А то сейчас очень много умных родителей, которые начинают советовать, как надо. Порой приходишь на тренировку, а там папы кричат ребенку с одной стороны и указывают что делать, а тренер дает установку с другой. Зачастую это противоречащие друг другу вещи. Они не понимают, что это мешает развиваться. Все должно идти от одного человека – наставника.
В Академию ФК «Краснодар» Матвея Сафонова зачислили с 7-го класса – в тот год осуществлялся первый набор учеников. В итоге из всех ребят 1999 года рождения он стал единственным краснодарцем – выпускником.
– Поначалу мы пытались его там контролировать. Ведь он отлично учился в гимназии и не хотелось, чтобы эта планка падала. Жена проверяла тетради по скайпу, но вскоре успокоилась – проблем с учебой не было. Он без проблем сдал ЕГЭ и с хорошими баллами поступил в Кубанский государственный университет.
– Большие зарплаты портят игроков. Как думаете, это может коснуться Матвея?
– Он знает цену деньгам, как их зарабатывать. Мы жили довольно скромно, время было трудное – перестроечное, спортсмены не получали больших денег. А переход из спортивной деятельности в гражданскую давался тяжело. Но в нашей семье нет и не было культа денег, мы сами живем другими ценностями, этому и учили Матвея. Он всегда был смышленым и самостоятельным с самого детства. С момента переезда в Академию его воспитанием занимались не только мы, но и тренеры, учителя, воспитатели, а ценности и принципы клуба, установленные Сергеем Галицким, абсолютно соответствуют нашим – семейным. Уверен, моей сын от «звездной болезни» привит.
– На его плече большая татуировка. Советовался с вами, когда хотел ее сделать?
– Нет, просто поставил меня в известность, что будет ее набивать. Я ответил: «Сделай в хорошем салоне, и чтобы красиво было».
– Подарки вам часто делает?
– Часто. Всегда спрашивает, что нужно, чего хочется. А недавно сказал, что мы не разбираемся в моде, и будет одевать своих братьев сам. Он скромный человек, особо о таких вещах не распространяется. Больше сторонник дела, чем слов. Но нам безумно приятна его забота о нас, о братьях и племянниках.
– Хотели, чтобы ваш сын играл за границей?
– Тут гораздо важнее его желание и благословение клуба. Конечно, хочется, чтобы он дорос до участия в сильных европейских чемпионатах. Если получится, я буду только рад.