«Не устареет, он вечной формы»: архитектор, который проектировал стадион «Краснодар», рассказал о его преимуществах
Сергей Чобан рассказал, как создавалась одна из главных городских достопримечательностей.
Сергея Чобана сегодня многие называют самым успешным российским архитектором. Он родился в Ленинграде, учился на архитектурном факультете института Репина и в 1991 году уехал работать в Германию. Сейчас по его проектам строят здания в России и Германии.
В 2013-м открылся первый спортивный объект Сергея Чобана – Дворец водных видов спорта в Казани, который стал одним из самых больших деревянных сооружений в мире. После этого архитектор поработал над стадионами «Краснодара» и «Динамо», участвовал в реконструкции «Лужников».
Журналисты Sports.ru поговорили с Чобаном о том, как он делает стадионы важной городской достопримечательностью.
Стадион «Краснодар» в футбольных кругах называют лучшим в России. Архитектор вспомнил, как получил заказ.
– Заказ пришел в 2011 году, руководство «Краснодара» предложило компании СПИЧ участвовать в конкурсе. Мы тогда были партнерами с Сергеем Кузнецовым (сейчас – главный архитектор Москвы – прим. авт.), совместно руководили офисом. Решили подключить компанию gmp (один из мировых лидеров в проектировании стадионов), поскольку в тот момент у нас еще не было опыта самостоятельного проектирования стадионов. Я поговорил в Берлине с коллегами из gmp – управляющим партнером этого бюро Хубертом Ниенхофом и Мартином Кребесом, который занимался проектами в России. И мы вместе начали работу над вариантами проекта.
– Это был ваш первый стадион в карьере?
– Футбольный стадион – да. Из спортивных объектов к этому моменту уже был реализован Дворец водных видов спорта в Казани, – вспомнил Сергей Чобан. – Скажу честно: для меня архитектура в первую очередь важна как элемент, дополняющий и обогащающий функции и пространства города. Мне интересен любой объект, который формирует пространство вокруг себя и многофункциональность городской ткани. В случае с «Краснодаром» было именно так. И все последующие наши проекты, связанные со спортивной типологией, также обогащали пространства города.
По словам архитектора, готовились к работе над «Краснодаром» основательно: ездили смотреть стадионы в другие страны, делали варианты.
– Итоговый вариант возник в очень тесном взаимодействии с заказчиком (с Чобаном активно общался брат жены Сергея Галицкого, тоже Сергей Николаевич Галицкий – прим. авт.). В том, что стадион получился именно таким, его заслуга очень велика. Наш с gmp первый вариант проекта был другим – в большей степени скульптурным. Но в результате диалогов с заказчиком возникла идея Колизея – стадиона вечной формы. В эту форму был заложен прогноз успешного старения и существования во времени.
– Сергей Галицкий называет стадион Колизеем, а футболистов в нем – гладиаторами.
– Слово «Колизей» в момент разработки этого варианта не звучало. Но когда мы были в Краснодаре и презентовали первые идеи, заказчик сказал, что ему хочется видеть стадион, ориентирующийся на вечность, вневременность.
– Какие стадионы вы смотрели при подготовке? Среди них был Олимпийский стадион в Берлине?
– Да, мы не только ездили на него смотреть, но и обсуждали нюансы с коллегами из gmp, поскольку именно они занималась его реконструкцией. В «Краснодаре» у нас получился другой стадион, но опыт берлинского мы использовали.
У архитектора нашелся ответ на вопрос о том, почему стадион всем так нравится.
– Он очень точен в деталях. Удачно найдена форма, она не устаревает. Все очень цельно. Функцию стадиона красиво дополнил парк, которым занимались архитекторы gmp, – продолжил архитектор. – Очень важный для меня элемент – огромная панорамная светодиодная стена. Если посмотреть, например, фильм «Тренер», понимаешь, насколько киногеничной она получилась. Я, кстати, всегда проверяю влияние объектов, в создании которых участвовал, по тому, насколько активно они публикуются в инстаграме, используются в фильмах. Мне это приятно: самая живая и непосредственная реакция.
Оказалось, экран был придуман специально для краснодарской арены.
– Даже хорошо помню момент, когда мы дискутировали об этом. Заказчик был в Берлине, и мы активно обсуждали экран. Мы поняли, что чаша трибун в пересечении с внешней формой стадиона образует плавную кривую линию. Нам показалась красивой идея заполнить это место светодиодным экраном, – отметил специалист.
– Вы сказали, что проект получился таким качественным в том числе из-за отношения заказчика. Можете раскрыть детали его вовлеченности?
– Я бы не хотел раскрывать детали, потому что не знаю, о каких говорить надо, а о каких – не надо. Это была очень успешная командная работа. Роль заказчика в формировании этого стадиона – ключевая.
– Какое впечатление на вас произвели Галицкие?
– Это, безусловно, люди, которые знают, чего хотят.